Всего несколько лет назад в салоне любого автомобиля с «автоматом» между сиденьями неизменно красовался массивный рычаг — так называемая «булава» для выбора режимов трансмиссии. Переключение требовало ощутимого усилия, часто с подтягиванием ручки на себя для активации драйва («D»), а сама рукоятка служила удобной подставкой для правой руки водителя. Однако современный автопром демонстрирует кардинально иной подход: селекторы становятся компактными, электронными, а в премиальных моделях и вовсе превращаются в стильные клавиши или манипуляторы, напоминающие геймпады. Что же стоит за этой трансформацией и каковы её преимущества?
Два исторических пути: американский и европейский
С середины XX века в конструкции селекторов АКПП сложилось два основных направления. Американская школа отдала предпочтение подрулевому расположению. Рычаг крепился к рулевой колонке, а механическая связь с коробкой, расположенной в моторном тоннеле, осуществлялась через систему тяг. Это решение освобождало ценное пространство в центральной консоли, позволяя разместить на переднем сиденье широкий диван для троих пассажиров. Именно по такому принципу, переняв американскую моду, были устроены и некоторые советские автомобили, такие как «Победа» и «Волга» ГАЗ-21, хотя и оснащались они механическими коробками.
Однако у длинного подрулевого рычага обнаружился существенный недостаток: при активном маневрировании водитель мог случайно задеть его рукой и переключить режим, например, с драйва («D») на нейтраль («N») или, что гораздо опаснее, на задний ход («R»). Подобная ошибка могла привести к серьёзным повреждениям трансмиссии.
Европейские инженеры пошли другим путём, разместив селектор на центральном тоннеле между сиденьями. Поскольку европейские автомобили традиционно были более компактными, вопрос о третьем пассажире спереди не стоял так остро. Напольное расположение упрощало механическую связь с коробкой (обычно через трос) и удешевляло производство. Со временем, с ужесточением требований безопасности, от трёхместных передних диванов отказались даже на крупных моделях, и к началу 1990-х годов центральное расположение селектора стало общепринятым мировым стандартом.
Но и классический напольный «механик» не был лишён изъянов. Для предотвращения случайных переключений ход рычага делали достаточно большим, а его фиксацию обеспечивала защёлка и блокировка, срабатывающая при нажатии на педаль тормоза. Механический трос со временем мог закиснуть или замёрзнуть зимой, затрудняя управление коробкой.
Обратите внимание: Какие уникальные авто можно встретить на свалках Гонконга.
Эра электроники: компактность, надёжность и интеллект
Ответом на вызовы механики стал переход к полностью электронным селекторам. Пионерами в этой области стали такие марки, как BMW и Land Rover. Их решения — компактный джойстик, похожий на манипулятор игровой приставки, или вращающийся диск (как на Jaguar и Land Rover) — произвели революцию в интерьере. Такие селекторы не имеют жёстких промежуточных положений, а режимы выбираются лёгким последовательным наклоном или поворотом элемента, а паркинг («P») активируется отдельной кнопкой.
Электронное управление дало целый ряд преимуществ. Во-первых, возросла надёжность за счёт отсутствия изнашивающихся механических тяг и тросов — команды передаются по проводам. Во-вторых, управление стало невероятно лёгким и точным.
Но, пожалуй, главное достоинство — это радикальная экономия пространства. Миниатюрный джойстик или диск освободили центральную консоль, позволив дизайнерам организовать здесь многофункциональный органайзер с подстаканниками, нишами для телефонов, беспроводной зарядкой, USB-портами и вместительными боксами. В некоторых моделях это пространство даже трансформируется в небольшой столик.
Эволюция наглядна: с каждым новым поколением моделей селекторы становятся всё меньше. Яркий пример — обновлённый Volvo XC60, где рычаг превратился в крошечный качающийся переключатель.
Ключевая особенность «электроники» — интеллектуальная защита трансмиссии. Система не позволит включить задний ход при движении вперёд, что могло бы привести к поломке гидротрансформатора. Она просто проигнорирует ошибочную команду. Кроме того, многие системы автоматически активируют режим парковки и затягивают ручной тормоз, если водитель открывает дверь при остановленном двигателе, предотвращая случайное движение автомобиля.
Безусловно, электроника уязвима к экстремальным воздействиям, например, при глубоком форсировании водных преград, когда возможны сбои. Однако в обычных условиях она обеспечивает беспрецедентный уровень безопасности, удобства и рационального использования пространства в салоне, окончательно отправляя в прошлое эпоху массивных механических «булав».
Больше интересных статей здесь: Новости.

