![]()
Государственная Дума сделала важный шаг в реформировании системы автострахования. 18 апреля 2023 года в первом чтении был одобрен законопроект, который позволит заключать договоры ОСАГО на срок от одного месяца до целого года, предоставляя автовладельцам большую гибкость.
Предпосылки и текущие правила
Инициатива не нова. Еще в июне 2022 года депутат Ярослав Нилов представил проект поправок в закон «Об ОСАГО». Основная цель — расширить временные рамки для оформления страховки. На сегодняшний день стандартный срок действия полиса составляет один год. Более короткие периоды допускаются лишь в исключительных случаях, например, для иностранных транспортных средств, временно находящихся в России (минимум 5 суток), или для перегона нового автомобиля к месту регистрации (до 20 дней). Существует также вариант сезонного страхования на 3 и более месяцев, но формально такой договор все равно заключается на годовой срок.
Почему нужны изменения?
На практике часто возникают ситуации, когда годовой полис избыточен. Например, для разовой поездки в другой город или кратковременного использования автомобиля. В таких случаях многим водителям оказывается выгоднее заплатить штраф за отсутствие страховки (800 рублей, а со скидкой — 400 рублей), чем покупать полноценный годовой полис, средняя стоимость которого в 2023 году превышает 7000 рублей. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, это привело к росту числа водителей без полисов ОСАГО. По разным оценкам, от 3 до 4 миллионов автомобилистов в России рискуют выезжать на дороги без страховки или с поддельными документами.
Критика со стороны страховщиков
Несмотря на одобрение в первом чтении и поддержку правительства, инициатива встретила сопротивление со стороны Российского союза автостраховщиков (РСА). Президент РСА Евгений Уфимцев высказал серьезные опасения. По его мнению, месячные полисы не позволят сэкономить, а, наоборот, обойдутся дороже: 12 отдельных месячных договоров в сумме будут стоить больше, чем один годовой. Это связано с тем, что краткосрочные полисы статистически более убыточны для страховщиков. Например, средняя выплата по таким договорам в теплое время года на конец 2022 года составляла 112,4 тыс. рублей, что примерно в 1,5 раза выше среднего показателя по стране.
Риски для пострадавших в ДТП
Еще более серьезная проблема, которую поднимают эксперты, — потенциальное снижение защиты пострадавших в авариях. При действующей системе сезонного страхования (от 3 месяцев) страховка формально действует целый год. Если владелец такого полиса станет виновником ДТП вне «активного» сезона, пострадавший все равно получит выплату от страховой компании (которая затем взыщет эти средства с виновника). Если же полис оформлен строго на один месяц, то после его истечения обязательства страховщика прекращаются. Забыв продлить страховку, водитель окажется незастрахованным, и потерпевшему придется взыскивать ущерб непосредственно с виновника, возможно, через суд.
Обратите внимание: Кроссовер Roewe RX8 будет привлекать клиентов роскошью.
Дальнейшие шаги
Несмотря на критику, законопроект продолжает движение. До 17 мая 2023 года в него можно было вносить поправки и предложения. В случае окончательного принятия новые правила вступят в силу через три месяца после официальной публикации закона. Это изменение может стать одним из самых значимых в сфере автострахования за последние годы, стремясь найти баланс между гибкостью для водителей и финансовой устойчивостью системы.
Если вам необходимо оформить или продлить полис ОСАГО, вы можете заполнить форму ниже или воспользоваться специальной ссылкой, чтобы быстро получить актуальные предложения от ведущих страховых компаний.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: 18 апреля 2023 года в первом чтении Госдумы одобрен законопроект, согласно которому договор ОСАГО можно будет заключать сроком от 1 до 12 месяцев.


