Современный автопром активно переходит на электронные системы стояночного тормоза, отказываясь от классических механических «ручников» с тросовым приводом и рукояткой на центральном тоннеле. Эта технология уже стала стандартом даже для массовых моделей. В статье разберемся, как работает электронный аналог, в чем его ключевые преимущества перед механикой и можно ли использовать его для экстренной остановки на ходу.
Устройство и принцип работы
Главное достоинство электромеханического стояночного тормоза (EPB) — повышенная надежность и отказ от ненадежных механических компонентов. В отличие от традиционной системы, здесь нет металлического троса, соединяющего салон с задними тормозами. Управление осуществляется электронно: при нажатии кнопки сигнал по проводам поступает в блок управления, который анализирует данные (например, скорость автомобиля) и рассчитывает необходимое тормозное усилие.
Каждый задний суппорт оснащен собственным компактным электродвигателем и муфтой, воздействующей на тормозной поршень. Эта конструкция не только упрощает сборку и снижает производственные затраты, но и дублирует работу основной гидравлической системы. Электромотор через зубчатый ремень и редуктор (значительно повышающий усилие) приводит в движение винтовой механизм. Тот, в свою очередь, выдвигает шток, который давит на поршень и прижимает колодки к диску. Блок управления регулирует мощность, подаваемую на моторы, обеспечивая усилие, достаточное для полной блокировки задних колес.
Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.
Таким образом, электронный «ручник» гарантирует эффективное удержание автомобиля на склоне, в то время как механический со временем теряет эффективность из-за вытягивания и коррозии тросов, износа привода.

Еще один плюс — система автоматической регулировки зазора. При каждом включении электронный блок анализирует положение колодок и при необходимости подтягивает их. Если «ручник» долго не используется, система проводит профилактическую коррекцию примерно после 1000 км пробега, поддерживая тормоза в идеальном рабочем состоянии.
Функциональность и безопасность: больше, чем просто стоянка
Одно из немногих ограничений электронного тормоза — он не подходит для дрифта. В этом виде motorsport водители используют механический «ручник» для кратковременной блокировки задних колес и ввода автомобиля в управляемый занос. Электронная система, управляемая компьютером, для таких резких, «спортивных» манипуляций не предназначена.
Однако EPB компенсирует это расширенными функциями безопасности. Система остается активной на ходу и может быть использована для аварийной остановки, если основная тормозная система вышла из строя. Для этого нужно не просто нажать, а удерживать кнопку стояночного тормоза несколько секунд. Блок управления распознает длительное нажатие как команду на экстренное торможение.
При скорости выше 10 км/ч в работу включается гидравлика системы ABS: насос повышает давление в контурах, и торможение происходит всеми колесами под контролем антиблокировочной системы, что предотвращает занос. Если водитель отпустит кнопку, торможение прекратится. Когда скорость падает ниже 10 км/ч, активируются электромоторы в суппортах, полностью блокируя задние колеса для фиксации автомобиля.
Эта функция может стать спасительной, если водитель теряет сознание после ДТП, а автомобиль продолжает движение. Кроме того, многие модели с EPB оснащены защитой от случайного укатывания: система автоматически затягивает тормоз, если водитель открывает дверь при выключенной передаче (на АКПП) или нейтрали.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Многие автопроизводители больше не ставят на машины привычный стояночный тормоз с тросовым приводом от рукоятки на центральном тоннеле.
