Он сказал: «Поехали!»,
Он махнул рукой.
Как по Питерской
Прошёлся по земле...
Н. Добронравов, «Знаете, какой он был парень»
О машинах первого космонавта написано много, а слухов и легенд еще больше. Говорят, перед знаменитым полетом Гагарин купил представительский ГАЗ-12, пишут, что уже 15 апреля 1961 года Брежнев подарил новоиспеченному мажору элегантный небесно-голубой кабриолет ЗИЛ-111... Что из этого правда? Попробуем узнать!
Главная загадка, которая до сих пор остается неразгаданной, – это первая машина первого космонавта. Точнее, старшего лейтенанта Гагарина, одного из двадцати членов «группы курсантов-космонавтов». Некоторые историки считают, что незадолго до полета Юрий Алексеевич приобрел ГАЗ-12 «шестиоконный седан с длинной колесной базой», попутно отметив, как будущего космонавта привлек «плавно работающий 6-цилиндровый двигатель со сдвоенными карбюраторами», коробка передач с гидромуфтой, передние барабанные тормоза с двумя ведущими колодками и бесшумный гипоидный задний мост».
Но это скорее легенда, так как до денежной реформы 1961 года газовая шестерка стоила немыслимые 40 тысяч рублей, а месячная зарплата Гагарина была не более 1500 (хотя это тоже была очень и очень приличная "зарплата") . А зачем человеку, не имеющему водительских прав, машина? Так что наличие роскошного седана в гараже скромного старлей остается неподтвержденным.
В общем, на покупку личного транспорта будущий космонавт не успел (а в начале 60-х на покупку автомобиля, особенно такого, как ГАЗ-12, даже для летчиков-испытателей уходило много сил и времени). Один только процесс создания скафандра требовал постоянного присутствия «мерных».
И эти замеры заняли лишь малую часть времени на подготовку! Постоянные испытания, учения, тренировки: «Нелегко было пройти приемную комиссию, - рассказывал потом летчик-испытатель СССР Борис Волынов. Врачи предложили очень жесткие тесты. А нам приходилось терпеть и выживать. На центрифуге изначально предлагалась шестикратная перегрузка...».
Зато точно известно, какой автомобиль доставил Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года на стартовую площадку космического корабля «Восток-1» — бело-голубой автобус ЛАЗ-695Б «Львов». При этом сигарообразный ЛАЗ, служивший на Байконуре, серьезно отличался от своих серийных собратьев: техническая начинка осталась неизменной (рессорная подвеска, 109-сильный бензиновый двигатель объемом 5,6 л, 5-ступенчатая МКПП), но внутри было...
Вот список изменений: огромное кресло, рассчитанное на космонавта в скафандре, плюс удобные кресла для врачей и обслуживающего персонала. Кроме того, автомобиль был оснащен телефоном, кондиционером, киноаппаратурой, медицинским и другим специальным оборудованием. Особое внимание создатели «космического» автобуса уделили герметичности салона (чтобы на космонавта попадало как можно меньше опасной пыли) и антикоррозийной обработке кузова.
Отметим, что с этим ЛАЗом связана известная традиция, когда сотрудники космического ведомства выходят из автобуса перед полетом и «мочат» переднее правое колесо. Этот обычай возник от безысходности: в 1961 году «удобства» на стартовом комплексе просто не были предусмотрены, и первый космонавт должен был справлять свою естественную потребность возле машины. А последователи Гагарина, люди суеверные, стали повторять «добрую примету» — оказывается, не зря автобус был надежно защищен от ржавчины!
Кстати, "Гагаринский" ЛАЗ-695Б служил на космодроме до 1967 года, ездил бы и дальше. Но после гибели Владимира Комарова космонавты попросили заменить аппарат — новым «космическим кораблем» стал ЛАЗ-695Э, который, по сути, полностью повторял первенца Байконура. Но следы первого «шестьсот девяносто пятого» сегодня теряются...
Я встретил Юрия Гагарина на земле на полноприводном грузовике ЗИС-151 из ближайшей воинской части: «Приближался автомобиль ЗИЛ-151», — путает марку автомобиля первый космонавт. - К нему прибыл из дивизии отличный артиллерист товарищ Галимов. (...) Была получена команда задержаться на месте приземления. К этому времени я уже снял скафандр. На мне была только теплая синяя одежда...».
А Юрий Алексеевич утром 13 апреля оделся совсем в другую одежду - за ночь портные местного гарнизонного ателье сшили ему новый майорский мундир. В нем «Колумб Вселенной» прилетел в столичный аэропорт Внуково, где встал возле правительственного терминала. Нет, не «министерская» «Чайка», как многие считают, а кабриолет ЗИЛ-111В, предназначенный для высокопоставленные госслужащие в благородном серо-голубом цвете.
ЗИЛ не выдавался в качестве служебного автомобиля для "звездного человека", ограничившись.. "газоном", внедорожником ГАЗ-69, на котором тогда ездили командиры воинских частей и председатели зажиточных колхозов. Причем возил Юрия Гагарина не профессиональный шофер из Кремлевского гаража особого назначения, а простой сержант, прикомандированный из ближайшей авиачасти...
Обратите внимание: Главная цель проведения освидетельствования в медицинском учреждении заключается в опровержении или подтверждении подозрений сотрудника ДПС.
Но первый космонавт не жаловался и спокойно переносил поездки под брезентовым верхом " шестьдесят девятый».Пока не поступила команда «сверху» присвоить черную «Чайку» ГАЗ-13 покорителю космоса. Гордость советского автопрома: АКПП, гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов. 5-диапазонный ресивер с автоматической настройкой, электростеклоподъемники, а главное, V-образная «восьмерка» мощностью 195 л.с., разгонявшая почти 6-метровую махину до «сотни» за 20 секунд. Отличный показатель для тех времен. Гагарин использовал эту машину до конца своей жизни.
Сдавал экзамен на водительские права Гагарин после полета в космос. На универсальной основе. Инспектор Амелин, принимавший экзамен, напишет об этом событии: «Мы отвели Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры. Помню, вопрос в его билете был о том, где нельзя останавливать машины. Юрий Алексеевич отвечал как автомат, без единой заминки сделал отличную раскладку карт. Гагарин сдал экзамен на хорошие оценки. Через несколько минут ему вручили водительское удостоверение...».
А вслед за правами появился и личный автомобиль: «Волга» ГАЗ-21, которую космонавт либо купил по «комнатной» цене (она составляла 15 тысяч рублей), либо получил от «дорогого Леонида Ильича» — до 1964 года, когда Брежнев стал генеральный секретарь, именно он вел программу зала и раздавал подарки. На черную «двадцать первую», с эксклюзивной небесно-голубой отделкой салона и большим количеством хрома снаружи, сотрудники ГИБДД «повесили» номера «78-78 МОД».
Но не только Советское правительство решило угостить Гагарина машиной. По воспоминаниям современников, преподнести четырехколесные подарки пытались сразу несколько автомобильных компаний. Юрий Алексеевич по понятным причинам отказался: где это видно, что кумир советского народа ездил на иномарке? И только одна компания — французская аэрокосмическая компания Mechanique-Aviation-Traction — сумела удивить «небесного исследователя» своей продукцией — компактным купе Matra-Bonnet Jet VS.
И было чему удивиться! Благодаря сверхлегкому стеклопластиковому кузову автомобиль весил всего 600 кг, поэтому скромный 95-сильный двигатель разгонял малышку до впечатляющих 200 км/ч. Французы заметили неподдельный интерес со стороны знаменитого летчика (Гагарин видел Матру на авиасалоне) и приняли единственно правильное решение - отправили машину в Москву. Как подарок.
А потом был скандал. Один из югославских журналов опубликовал фотографии Гагарина, смотрящего на Матру, прокомментировав фотографии едким комментарием: «В Париже на космической выставке Гагарин больше интересовался автомобилями, чем авиацией и космосом». Как только издание попало в руки наших «авторитетов», в кабинете начальника Отдела первых космонавтов Николая Каманина раздался звонок...
Секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов заявил: «Я ответил Суслову, что знаком с содержанием статьи, статья клеветническая», — вспоминал Каманин. - Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он любит быструю езду. Министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин посоветовали нам принять подарок от французов». Суслов остался доволен ответом Каманина, хотя «осадок остался», а поездки космонавта на инопланетной машине можно буквально пересчитать по пальцам.
Служебная «Чайка», личные «Волги» и «Матра»… Но несравненно больше Гагарин любил летать… К месту своего последнего полета 27 марта 1968 года первый космонавт отправился со всеми на вахтовом автобусе ЛАЗ. Не успела «маршрутка» выехать из Звездного городка, как Юрий Алексеевич попросил водителя остановиться, чтобы вернуться за забытым паспортом. Коллеги решительно возражали: «Возвращение — плохой знак! Разве начальник вахты не узнает знаменитого космонавта?».
Но полковник (которому ко Дню космонавтики обещали присвоить звание генерала) отказался от привилегий и отправился домой получать паспорт в аэропорт... В 10:30 недалеко от города Киржач Владимирской области, разбился самолет МиГ-15, пилотируемый Героями Советского Союза Юрием Гагариным и Владимиром Серегиным. Летчики погибли.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Советское правительство подарило Гагарину «Волгу», а французы — спортивное купе.