Автомобили Юрия Гагарина: от служебного ГАЗ-69 до французского купе

Строки из песни Н. Добронравова «Знаете, какой он был парень» — «Он сказал: «Поехали!», Он махнул рукой...» — навсегда остались символом эпохи. Вокруг личности первого космонавта Земли сложилось множество легенд, в том числе и об автомобилях, которые он якобы водил или ему дарили. Одни утверждают, что перед полетом Гагарин купил роскошный ГАЗ-12, другие — что сразу после триумфа Леонид Брежнев вручил ему кабриолет ЗИЛ-111. Что из этого правда, а что — вымысел? Давайте разберемся.

Миф о первой машине: был ли у Гагарина ГАЗ-12?

Одна из главных загадок — персональный автомобиль Юрия Гагарина до его исторического полета. Некоторые источники предполагают, что будущий космонавт, будучи старшим лейтенантом, приобрел представительский седан ГАЗ-12 «ЗИМ», впечатлившись его плавным шестицилиндровым двигателем и комфортом. Однако эта версия выглядит крайне сомнительной. До денежной реформы 1961 года такая машина стоила колоссальные 40 тысяч рублей, тогда как зарплата Гагарина составляла около 1500 рублей в месяц. Кроме того, на момент подготовки к полету у Юрия Алексеевича даже не было водительских прав, что делает историю с покупкой дорогого автомобиля маловероятной.

Реальность была иной. Интенсивная подготовка к полету — бесконечные тренировки, медицинские обследования, примерки скафандра — занимала все время. Как вспоминал летчик-испытатель Борис Волынов, условия отбора и подготовки были исключительно жесткими. В такой обстановке у будущего покорителя космоса просто не было возможности заниматься покупкой и обслуживанием личного автомобиля.

«Космический» автобус ЛАЗ и рождение традиции

Достоверно известно, что 12 апреля 1961 года на стартовую площадку корабля «Восток-1» Юрия Гагарина доставил не автомобиль, а специально оборудованный автобус ЛАЗ-695Б. Эта машина, служившая на Байконуре, серьезно отличалась от серийных моделей. При стандартной технической начинке ее салон был переоборудован: установлено просторное кресло для космонавта в скафандре, места для врачей и сопровождающих, а также телефон, кондиционер и медицинское оборудование. Особое внимание уделили герметичности и антикоррозийной защите.

С этим автобусом связана известная традиция: перед полетом космонавты «освежают» правое заднее колесо машины. Обычай родился спонтанно: в 1961 году на стартовом комплексе не было предусмотрено необходимых удобств, и Гагарину пришлось справить нужду у колеса автобуса. Его последователи, люди суеверные, превратили эту необходимость в ритуал на удачу. Интересно, что после гибели Владимира Комарова в 1967 году космонавты попросили заменить автобус, и «гагаринский» ЛАЗ был списан, а его дальнейшая судьба неизвестна.

Служебный транспорт: от ГАЗ-69 до «Чайки»

После приземления Гагарина подобрал армейский грузовик. А вот для официальных мероприятий, например, для встречи в аэропорту Внуково, был предоставлен парадный кабриолет ЗИЛ-111В. Однако в повседневной жизни первый космонавт, уже будучи мировой знаменитостью, долгое время ездил на служебном внедорожнике ГАЗ-69 — простом и аскетичном автомобиле, обычном для командиров частей того времени. Его водителем был не кремлевский шофер, а обычный сержант.

Позже, по распоряжению руководства страны, Гагарину был выделен представительский лимузин «Чайка» (ГАЗ-13) — вершина советского автопрома тех лет. Машина с автоматической коробкой передач, гидроусилителем руля, мощным V8-двигателем и роскошным салоном стала его основным служебным автомобилем до конца жизни.

Обратите внимание: Главная цель проведения освидетельствования в медицинском учреждении заключается в опровержении или подтверждении подозрений сотрудника ДПС.

Личные автомобили: «Волга» и французский сюрприз

Интересно, что водительские права Гагарин получил уже после своего звездного полета, сдав экзамен на «отлично». Вскоре у него появился и личный автомобиль — знаменитая «Волга» ГАЗ-21. Он либо приобрел ее по льготной цене (около 15 тыс. рублей), либо получил в подарок от государства (курировал эти вопросы тогда Леонид Брежнев). Машина была черного цвета с небесно-голубой отделкой салона и запоминающимися номерами «78-78 МОД».

Но самым необычным подарком стало спортивное купе Matra-Bonnet Jet VS от французской аэрокосмической компании. Гагарин увидел эту легкую (всего 600 кг) и быструю (до 200 км/ч) машину на авиасалоне и проявил к ней живой интерес. Французы, заметив это, отправили автомобиль в Москву в качестве дара. Однако этот жест вызвал небольшой международный скандал: югославская пресса ехидно заметила, что советский герой больше интересуется машинами, чем космосом. Руководству СССР пришлось давать объяснения, и ездил Гагарин на этом экзотическом купе очень редко.

Последняя поездка

Несмотря на доступ к роскошным автомобилям, Гагарин, прежде всего, оставался летчиком. 27 марта 1968 года на аэродром он отправился на обычном вахтовом автобусе ЛАЗ. По дороге космонавт вспомнил, что забыл пропуск, и, несмотря на суеверные возражения коллег о «плохой примете возвращаться», настоял на том, чтобы поехать за документом. Он отказался от привилегий и пошел по правилам. Позже в тот день самолет МиГ-15УТИ с Гагариным и инструктором Владимиром Серегиным разбился недалеко от города Киржач. Герои погибли.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Советское правительство подарило Гагарину «Волгу», а французы — спортивное купе.