Как привычные ошибки водителей разрушают автоматическую коробку передач

Автоматическая трансмиссия делает управление автомобилем комфортным, избавляя водителя от необходимости постоянно работать сцеплением и рычагом КПП. Однако эта сложная система требует грамотного обращения. Многие действия, кажущиеся безобидными или даже полезными, на самом деле создают экстремальные нагрузки на узлы АКПП и могут привести к дорогостоящему ремонту. Рассмотрим самые распространенные ошибки, которые совершают автолюбители.

Бесполезное переключение на нейтраль

Гидромеханическая автоматическая коробка — это комплекс прецизионных механизмов: планетарные ряды, фрикционные муфты, гидроблок с системой клапанов и гидротрансформатор. При выборе режима «D» (Drive) система активируется: масляный насос создает рабочее давление, необходимое для функционирования всех компонентов.

Водители, пересаживающиеся с «механики», часто по привычке переводят селектор в нейтраль «N» при каждой кратковременной остановке, например, на светофоре. Они полагают, что таким образом снижают износ коробки. В реальности это приносит только вред. Каждое переключение между режимами — это сложный процесс: срабатывают соленоиды, перераспределяются потоки масла, включаются и выключаются фрикционные пакеты. Эти действия создают дополнительную циклическую нагрузку на узлы. Более того, при переходе в «N» насос переходит на пониженную производительность, что может ухудшить смазку и охлаждение уже нагретых элементов трансмиссии.

Правильная эксплуатация проста: режим парковки «P» предназначен только для окончательной остановки с выключением двигателя. Режим «N» используется в основном для буксировки автомобиля на короткие дистанции. При обычных остановках в потоке достаточно удерживать автомобиль педалью тормоза, оставляя коробку в режиме «D».

Игнорирование стояночного тормоза

Многие водители автомобилей с АКПП пренебрегают использованием ручного (стояночного) тормоза, полагаясь исключительно на режим «P». Одни опасаются закисания троса или примерзания колодок, другие просто забывают о нем.

Обратите внимание: Как выглядит Dodge Viper после 300 тысяч км нещадной эксплуатации.

Однако блокировка в режиме парковки — это не полноценный тормоз.

При включении «P» в трансмиссии защелкивается небольшой стопорный штифт (парковочная «собачка»), который блокирует вторичный вал. Этот элемент не рассчитан на постоянные высокие нагрузки, особенно когда автомобиль стоит на уклоне. Вес машины давит на крошечный штифт, что со временем приводит к усталости металла и риску его поломки. Если же резко отпустить педаль тормоза на склоне, автомобиль качнется и ударит штифт, многократно увеличивая вероятность скола зубьев. Металлическая стружка, попав в масло, засоряет каналы гидроблока и может вывести из строя всю коробку.

Чтобы защитить парковочный механизм АКПП, всегда следует использовать ручник. Процедура правильной парковки на склоне такова: остановиться, удерживая машину педалью тормоза, затянуть ручник, и только затем перевести селектор в «P» и отпустить педаль тормоза. В этом случае основную нагрузку берет на себя тормозная система, а штифт выполняет вспомогательную, страховочную функцию.

Пробуксовка на холодной трансмиссии

Один из самых опасных для «автомата» сценариев — это попытка выехать с помощью пробуксовки, когда коробка не прогрета. Такое часто случается утром, если машина за ночь увязла в грязи или снегу. В холодном состоянии трансмиссионное масло густеет, его циркуляция затруднена, а насос не может создать оптимальное давление. В результате фрикционные диски и другие нагруженные элементы начинают работать «всухую» или со слабой смазкой, что приводит к их ускоренному износу и перегреву.

Автоматические коробки передач в принципе не предназначены для длительной пробуксовки. Гораздо безопаснее для трансмиссии попросить помочь вытолкать автомобиль или использовать подручные средства (коврики, ветки), чем «жечь» сцепления и перегревать масло. Если буксовать все же пришлось, после этого рекомендуется дать коробке остыть и в ближайшее время проверить состояние масла.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Привычные приемы эксплуатации могут навредить трансмиссии.