Автоматическая коробка передач значительно упрощает эксплуатацию автомобиля. Водителю не нужно часто выжимать сцепление и ставить коробку на «нейтралку». Однако у машины есть особенности, которые при неправильном использовании коробки могут привести к серьезной травме. Какие действия водителей чаще всего повреждают дорогую трансмиссию?
Переключаться в «нейтраль»
Переключение передач в гидромеханической автоматической коробке передач обеспечивается работой сложной системы механических узлов, включающей гидроблок с клапанами, отвечающими за циркуляцию масла, а также фрикционные механизмы. При переводе селектора в режим D коробка приводит в рабочее состояние всю систему планетарных рядов и фрикционов, а насос повышает давление масла, необходимое для работы гидротрансформатора и гидроблока.
Некоторые водители, привыкшие ездить на автомобилях с механической коробкой передач, где при остановке обязательно переключаться на «нейтраль», проделывают тот же трюк с «автоматом» в надежде уберечь его от износа и продлить срок службы. Однако это повреждает гидромеханическую трансмиссию.
Если часто переводить коробку передач с D на P или даже на нейтраль N, коробка рискует повышенным износом. При изменении режимов работы в коробке передач срабатывают клапаны и муфты, которые переводят сложные механизмы смены планетарных рядов, что приводит лишь к дополнительной нагрузке на все узлы. Кроме того, масляный насос переключается на работу в щадящем режиме, что сказывается на циркуляции масла в перегретой коробке.
Поэтому «автомат» нужно ставить на стоянку P только до выключения двигателя. А вот режим N используется в «автомате» исключительно для буксировки автомобиля на прицепе на короткие расстояния и на малых скоростях.
При остановке достаточно удерживать автомобиль педалью тормоза, не переключая коробку передач с D на N.
Парковаться без «ручника»
При постановке автомобиля с «автоматом» на стоянку многие водители забывают включить ручник. Некоторые старожилы боятся натягивать трос или стараются не примерзать задние колодки барабанов или тормозные диски.
Обратите внимание: Как выглядит Dodge Viper после 300 тысяч км нещадной эксплуатации.
Однако перевод трансмиссии в режим P не означает, что автомобиль надежно заблокирован на месте.Дело в том, что при переводе рычага АКПП в режим P на валу щелкает небольшой штифт, который не дает валу проворачиваться и тем самым блокирует трансмиссию. Однако этот штифт слишком мал, чтобы выдерживать большие нагрузки, соответствующие общему весу. Если автомобиль находится на уклоне, нагрузка на палец увеличивается, и палец может сломаться из-за усталостного повреждения. Частицы металлических зубьев и стружки затем попадают в масло и могут засорить масляные магистрали к гидроблоку и вызвать неисправность коробки.
В то же время резко отпускать педаль тормоза при парковке автомобиля на склоне крайне опасно. Затем автомобиль начинает откатываться, и вал трансмиссии входит в зацепление со стопорным штифтом. Риск сломать зубы резко возрастает, особенно когда автомобиль находится в эксплуатации более 10 лет.
Чтобы избежать чрезмерной нагрузки на штифт, лучше всего при стоянке автомобиля дополнительно подтянуть ручник, который возьмет на себя часть нагрузки. И делать это нужно при нажатой педали тормоза. Тогда «ручник» зацепит груз и предотвратит скатывание автомобиля.
Пробуксовать поутру
Опаснее всего для машины, когда водитель начинает буксовать на непрогретой машине. Такое случается, если машину оставить на ночь на открытой мокрой земле, а утром колеса увязли в грязи на несколько сантиметров. Непрогретая коробка испытывает нехватку масла, а значит, механика трансмиссии при пробуксовке начинает изнашиваться. Кроме того, холодное масло становится вязким и увеличивает давление на муфты и клапаны гидроблока.
Вообще «автоматы» не любят буксовать и лучше попросить прохожих подтолкнуть машину, чем давать дополнительную нагрузку на передачу.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Привычные приемы эксплуатации могут навредить трансмиссии.