![]()
Правовое управление Государственной Думы выступило с критикой законодательной инициативы, предлагающей коренным образом изменить принципы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Суть законопроекта — предоставить автовладельцам выбор: оформлять полис традиционно, на конкретный автомобиль, или же приобретать страховку, привязанную непосредственно к водителю.
Суть предлагаемых изменений
Законопроект, внесенный на рассмотрение в конце декабря 2022 года, предполагает введение двух принципиально разных видов полисов ОСАГО:
- Классический полис на автомобиль. Аналогичен действующему сегодня — в договоре указываются индивидуальные характеристики транспортного средства: марка, модель, VIN, государственный номер и другие параметры.
- Новый полис на водителя. В этом случае страховка привязывается не к машине, а к человеку. В полисе будет фиксироваться только категория и назначение транспортного средства (например, легковой автомобиль, мотоцикл, такси). Такой полис будет действовать для любого автомобиля соответствующей категории, которым владеет страхователь.
Ключевая идея нововведения — повышение гибкости для владельцев нескольких автомобилей или часто меняющих транспортные средства. Предполагается, что при продаже автомобиля с действующим «водительским» полисом новому собственнику не нужно будет срочно оформлять новую страховку для постановки на учет, если срок действия старого полиса еще не истек.
Обратите внимание: Как рассчитать страховку ОСАГО онлайн?.
Особенности и потенциальная стоимость
Для нового типа полиса стоимость будет рассчитываться на основе персональных факторов риска, связанных с самим водителем. На цену будут влиять:
- Стаж вождения.
- Возраст владельца.
- История аварийности (наличие или отсутствие страховых выплат в прошлом).
Важное ограничение: «водительский» полис может быть оформлен только на одного конкретного владельца. Добавить в него дополнительных водителей или оформить «бессрочный» договор будет невозможно.
Позиция правового управления Госдумы
В конце января 2023 года юристы Госдумы подготовили критический отзыв на законопроект. Основные претензии сводятся к следующему:
- Нарушение базового принципа. Законопроект предлагает изменить фундаментальную норму, заменив запрет на *использование* незастрахованного транспорта на запрет на *управление* им. Это требует четкого юридического разграничения понятий «использование» и «управление», что в проекте не сделано.
- Пробелы в определениях. В тексте используются такие термины, как «индивидуальные характеристики транспортного средства» и «вид (категория) и назначение транспортного средства», однако их точные определения отсутствуют, что создает правовую неопределенность.
- Несогласованность с действующим законом. Предлагаемая норма вступает в противоречие с действующей статьей закона, согласно которой обязанность по страхованию лежит на владельцах всех транспортных средств, используемых в России.
- Отсутствие заключения Банка России. По закону такой законопроект должен быть направлен на обязательное заключение Центробанка, который является мегарегулятором страхового рынка.
- Исторический прецедент. Правовое управление напомнило, что аналогичный по содержанию законопроект уже был отклонен Госдумой в июне 2021 года.
Дальнейшие перспективы законопроекта
Несмотря на серьезную критику со стороны юристов парламента, работа над документом продолжается. Рассмотрение законопроекта в первом чтении предварительно запланировано на апрель 2023 года. Его судьба будет зависеть от того, смогут ли авторы инициативы устранить отмеченные правовые недочеты и найти компромисс с регуляторами.
Если вам необходимо оформить полис ОСАГО, вы можете заполнить форму ниже или воспользоваться специальным сервисом, чтобы быстро сравнить актуальные предложения и цены от ведущих страховых компаний.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Правовое управление Госдумы раскритиковало законопроект о привязке полисов ОСАГО не к машине, а к водителю.