Госдума критикует реформу ОСАГО: переход от привязки к автомобилю к привязке к водителю

Правовое управление Государственной Думы выступило с критикой законодательной инициативы, предлагающей коренным образом изменить принципы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Суть законопроекта — предоставить автовладельцам выбор: оформлять полис традиционно, на конкретный автомобиль, или же приобретать страховку, привязанную непосредственно к водителю.

Суть предлагаемых изменений

Законопроект, внесенный на рассмотрение в конце декабря 2022 года, предполагает введение двух принципиально разных видов полисов ОСАГО:

  • Классический полис на автомобиль. Аналогичен действующему сегодня — в договоре указываются индивидуальные характеристики транспортного средства: марка, модель, VIN, государственный номер и другие параметры.
  • Новый полис на водителя. В этом случае страховка привязывается не к машине, а к человеку. В полисе будет фиксироваться только категория и назначение транспортного средства (например, легковой автомобиль, мотоцикл, такси). Такой полис будет действовать для любого автомобиля соответствующей категории, которым владеет страхователь.

Ключевая идея нововведения — повышение гибкости для владельцев нескольких автомобилей или часто меняющих транспортные средства. Предполагается, что при продаже автомобиля с действующим «водительским» полисом новому собственнику не нужно будет срочно оформлять новую страховку для постановки на учет, если срок действия старого полиса еще не истек.

Обратите внимание: Как рассчитать страховку ОСАГО онлайн?.

Особенности и потенциальная стоимость

Для нового типа полиса стоимость будет рассчитываться на основе персональных факторов риска, связанных с самим водителем. На цену будут влиять:

  • Стаж вождения.
  • Возраст владельца.
  • История аварийности (наличие или отсутствие страховых выплат в прошлом).

Важное ограничение: «водительский» полис может быть оформлен только на одного конкретного владельца. Добавить в него дополнительных водителей или оформить «бессрочный» договор будет невозможно.

Позиция правового управления Госдумы

В конце января 2023 года юристы Госдумы подготовили критический отзыв на законопроект. Основные претензии сводятся к следующему:

  1. Нарушение базового принципа. Законопроект предлагает изменить фундаментальную норму, заменив запрет на *использование* незастрахованного транспорта на запрет на *управление* им. Это требует четкого юридического разграничения понятий «использование» и «управление», что в проекте не сделано.
  2. Пробелы в определениях. В тексте используются такие термины, как «индивидуальные характеристики транспортного средства» и «вид (категория) и назначение транспортного средства», однако их точные определения отсутствуют, что создает правовую неопределенность.
  3. Несогласованность с действующим законом. Предлагаемая норма вступает в противоречие с действующей статьей закона, согласно которой обязанность по страхованию лежит на владельцах всех транспортных средств, используемых в России.
  4. Отсутствие заключения Банка России. По закону такой законопроект должен быть направлен на обязательное заключение Центробанка, который является мегарегулятором страхового рынка.
  5. Исторический прецедент. Правовое управление напомнило, что аналогичный по содержанию законопроект уже был отклонен Госдумой в июне 2021 года.

Дальнейшие перспективы законопроекта

Несмотря на серьезную критику со стороны юристов парламента, работа над документом продолжается. Рассмотрение законопроекта в первом чтении предварительно запланировано на апрель 2023 года. Его судьба будет зависеть от того, смогут ли авторы инициативы устранить отмеченные правовые недочеты и найти компромисс с регуляторами.

Если вам необходимо оформить полис ОСАГО, вы можете заполнить форму ниже или воспользоваться специальным сервисом, чтобы быстро сравнить актуальные предложения и цены от ведущих страховых компаний.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Правовое управление Госдумы раскритиковало законопроект о привязке полисов ОСАГО не к машине, а к водителю.