Вспоминаем, какие машины ознаменовали яркие послевоенные годы в СССР, Европе и США

С окончанием Второй мировой войны автозаводы, перешедшие в годы войны на выпуск военной техники, стали возвращаться к выпуску легковых автомобилей - не только в нашей стране, но и в США и в разрушенные европейские города. Как ни странно, но советские предприятия почти сразу приступили к выпуску новых моделей, в то время как, например, большая американская тройка не спешила обновлять серию, продолжая сборку довоенных машин до конца 1940-х годов.

Отчасти поэтому именно 1950-е годы в той или иной степени стали настоящим ренессансом мировой индустрии легковых автомобилей. Но если для оправлявшегося от последствий войны Советского Союза и Европы эти годы стали временем, когда заводы просто вернулись к более-менее массовому выпуску простых, но уже относительно доступных автомобилей, то 1950-е годы запомнились за рубежом необычными техническими эксперименты, доходящие до безумия дизайнерскими излишествами и настоящим расцветом культа автомобилей. Какие автомобили стоят за этим?

Cadillac Eldorado Biarritz

Вторая половина 1950-х годов в американской автомобильной промышленности характеризовалась пышностью дизайнерских удовольствий, в которых Chrysler, Ford и General Motors конкурировали друг с другом. Пик этого необычного противостояния пришелся на 1959 год – именно он стал точкой, в которой американские автопроизводители начали сбавлять обороты и постепенно отказываться от эпатажных хромированных элементов на кузовах своих автомобилей (чего стоят эти огромные кили на корме), переход на более спокойный дизайн.

Знаменитый кабриолет Cadillac Eldorado Biarritz того же 1959 модельного года стал своеобразным символом этой яркой эпохи в истории западного автомобилестроения. Вот и все, чем запомнятся 1950-е – период возвращения к мирной жизни, еще не омраченный мрачными эпизодами холодной войны, экономический бум, обогащение населения и начало освоения космоса. Кстати, эти и другие автомобили «большой тройки» демонстрировались в московских Сокольниках на Американской национальной выставке в 1959 году — подавляющее большинство советских граждан увидели там такие машины впервые.

Volkswagen Typ 2

В Германии после Второй мировой войны вернулись к производству автомобилей еще в 1945 году, когда автомобильные предприятия были переданы под управление союзников. На конвейер вернулись довоенные «Жуки», но по-настоящему новой моделью Volkswagen стало Typ 2 — семейство заднемоторных фургонов и микроавтобусов, производство которых началось в конце 1949 года. Эти машины начали поступать в продажу (в том числе и на экспортные рынки) в начале 1950-х годов.

По сути, Volkswagen Type 2 стал пионером своего класса, одной из первых моделей в мире, которая предлагалась как в грузовом, так и в пассажирском исполнении, положив начало современным модификациям Transporter, Caravelle, Multivan и California. Дебют предопределил последующее создание сегментов микроавтобусов, фургонов и минивэнов. Так что, хотя Typ 2 с технической точки зрения повторял конструкцию довоенного автомобиля, он начал не менее важную главу в истории Volkswagen в частности и мирового автомобилестроения в целом. Кстати, он был отправлен в отставку относительно недавно.

Trabant P 50

В 1950-е разрыв между Восточной Германией и ее западным соседом был еще не так заметен — в первой половине десятилетия начали разрабатывать проект своего народного автомобиля, который в 1957 году наконец добрался до сборочного конвейера в городе Цвикау.

Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.

Им стал миниатюрный Trabant P 50, спортивные панели кузова которого выполнены из облегченного дюропластика, что позволило удержать вес автомобиля в пределах 700 килограммов. Свет увидели двухдверный седан и универсал, все с 500-кубовыми двухцилиндровыми двухтактными бензиновыми двигателями с воздушным охлаждением и четырехступенчатой ​​механической коробкой передач.

Впоследствии Trabant получил несколько апгрейдов и даже пару формальных смен поколений, но все будущие автомобили технически были практически идентичны исходной модели. Однако этот автомобиль, дебютировавший во второй половине 1950-х, продержался на конвейере до начала 1990-х, оставив яркий след в истории Германии. Трабант стал настоящим символом ГДР (возможно, наравне с Берлинской стеной) и еще одним олицетворением противостояния стран социалистического блока и капиталистических государств Запада.

ГАЗ-21

В самом Советском Союзе автопром тоже не стоял на месте. Выпуск первой серийной «Волги» состоялся в 1956 году — новая модель с четырехцилиндровым двигателем объемом 2,5 л постепенно заменила устаревшую «Победу», став новой массовой машиной Горьковского завода. ГАЗ-21 стал первой моделью в легендарной линейке, подарившей большинству советских граждан мечту – на протяжении следующих десятилетий «Волга» имела статус символа успеха.

Производство автомобилей в Горьком продолжалось до 1970 года, и первые «Волги» очень активно поставлялись на экспортные рынки, в том числе в страны Запада: Германию, Нидерланды, страны Скандинавии... А, например, в Бельгию эти автомобили продавались даже с дизельные двигатели! На смену двадцать первому пришла ГАЗ-24, которую продолжали продавать под любимым именем — за свою долгую жизнь «Волга» второго поколения сменила несколько индексов и прошла ряд модернизаций. История Волги закончилась только в 2010 году, хотя в конце жизни конвейера это имя перешло к модели Siber с корнями Chrysler.

ГАЗ-69

Американцы очень гордятся оригинальным "Джипом" - одним из самых узнаваемых автомобилей в мире, который изначально создавался для нужд армии, а со временем стали превращать в гражданский автомобиль, заложив основу для будущий бренд внедорожников Jeep. В СССР очень похожая судьба постигла внедорожник ГАЗ-69, который начали разрабатывать после войны, но с учетом развития в производстве полноприводных моделей ГАЗ-64 и ГАЗ-67, сыгравших небольшая, но важная роль в военное время.

Не менее ценным оказался вклад этого внедорожника в историю не только советского автопрома, но и всей страны. Эти автомобили активно использовались вдали от крупных городов, они были отличными помощниками в сельской местности, а ГАЗ-69 также стал своеобразным прародителем будущей линейки внедорожников Ульяновского завода, выпускавшего «козлов» на своих заводах до 1973 года. Так что нынешние "Хантеры", которые УАЗ собирает по сей день, обязаны своим существованием именно этому внедорожнику - неизвестно, как сложилась бы судьба предприятия, если бы производство модели ГАЗ-69 не было перенесено в Ульяновск.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Вспоминаем, какие машины ознаменовали яркие послевоенные годы в СССР, Европе и США.