АвтоВАЗ предлагает повысить утилизационный сбор для защиты от китайской конкуренции

Новый руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов выступил с неожиданной инициативой на пресс-конференции по итогам 2022 года. Он предложил увеличить утилизационный сбор, взимаемый с каждой проданной в России машины.

Что такое утилизационный сбор и как он работает?

Утилизационный сбор — это специальный платёж, предназначенный для компенсации будущих расходов на утилизацию товара. В автомобильной сфере он действует с 2014 года и обязателен для всех производителей. За прошедшие годы ставка неоднократно повышалась. Хотя формально сбор должен стимулировать экологичную утилизацию, на практике, как отмечает сам Соколов, он стал инструментом, искусственно поддерживающим продажи АвтоВАЗа и делающим иномарки менее доступными для населения.

Почему АвтоВАЗ хочет повысить сбор сейчас?

Основная причина — растущая конкуренция с китайскими автопроизводителями. По словам главы АвтоВАЗа, текущий сбор для автомобилей сегмента Lada составляет 170 000 рублей. Раньше это было серьёзным преимуществом для отечественного производителя: автомобили, собранные преимущественно из российских комплектующих, освобождаются от этого сбора, что не увеличивает их конечную цену. Для иномарок же сбор был дополнительным налогом, повышавшим стоимость.

Однако сейчас, на фоне общего роста цен на автомобили, защитный эффект сбора для импортных марок, включая те, что собираются в России из иностранных комплектующих, значительно ослаб. После ухода с российского рынка многих европейских, корейских и японских брендов их место активно занимают китайские компании. Несмотря на высокие цены, их предложение представляет реальную угрозу для моделей АвтоВАЗа.

Руководство компании опасается честной конкуренции с китайскими брендами и видит в повышении утилизационного сбора способ восстановить протекционистский барьер.

Смогут ли китайские автомобили вытеснить Lada?

Анализ рынка показывает, что такая вероятность существует. Модели вроде Lada Granta или Niva, остающиеся популярными из-за своей доступности, не являются прямыми конкурентами большинству китайских кроссоверов. Они покупаются как самый бюджетный вариант транспорта.

Обратите внимание: Новости от компании Автолонг.

Однако если у покупателя есть около двух миллионов рублей, выбор становится шире: можно купить новую Lada Vesta, а можно рассмотреть китайские Haval Jolion, Chery Tiggo или Geely Coolray, которые предлагают более современное оснащение.

Статистика прошлого года подтверждает тренд: китайские бренды уже захватили более 30% российского рынка и имеют потенциал занять половину. Granta остаётся бестселлером во многом из-за ограниченного бюджета многих покупателей. Но именно на сегменте, где конкурирует Vesta, китайцы могут оказаться сильнее, что и беспокоит Максима Соколова.

В идеале для потребителя было бы полное упразднение или минимизация утилизационных сборов и таможенных пошлин. Это позволило бы создать условия для честной конкуренции и показало бы реальную стоимость и конкурентоспособность как автомобилей АвтоВАЗа, так и китайских марок.

Тогда стало бы окончательно ясно, кто действительно достоин внимания российского автолюбителя, а чьё время подошло к концу.

Если вам была интересна эта тема, подписывайтесь на канал и ставьте лайк — это лучшая благодарность автору! Я стараюсь регулярно готовить новые материалы об автомобилях, доступных иномарках и отечественном автопроме.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: С такой инициативой выступает руководство компании.