В современных автомобилях используются три основных типа автоматических коробок передач (АКПП): традиционные гидротрансформаторные, бесступенчатые вариаторы и роботизированные коробки с электромеханическим управлением сцеплением. Каждый из этих типов требует особого внимания и соблюдения правил эксплуатации для предотвращения преждевременных поломок и обеспечения долговечности.
Прогреваем коробку зимой
Хотя официальные инструкции по эксплуатации часто не регламентируют обязательный прогрев, а длительная работа двигателя на стоянке может быть оштрафована, для сохранения здоровья АКПП в холодное время года это необходимо. При низких температурах трансмиссионное масло густеет, что особенно критично для классических автоматов с гидротрансформатором. Загустевшая жидкость хуже прокачивается по каналам гидроблока, увеличивая нагрузку на насос и вызывая резкие, неприятные переключения.
Перед началом движения рекомендуется, удерживая автомобиль тормозом, на пару минут перевести селектор в режим «D» (Drive). Это позволит маслу начать циркулировать и немного прогреться. Первые несколько километров пути стоит двигаться плавно, избегая резких ускорений и высоких оборотов.

Особенности эксплуатации вариатора
Вариаторная коробка передач (CVT) также нуждается в бережном обращении на холодную. Её главный враг зимой – пробуксовка колес. При загустевшем масле и высоких оборотах шкивов, вызванных пробуксовкой, металлический ремень или цепь, не получая достаточной смазки, могут прорезать канавки на поверхности шкивов, что приводит к необратимым повреждениям и сокращению ресурса.
Современные блоки управления стараются минимизировать риски, переводя вариатор в щадящий режим при низких температурах, однако от водителя также требуется аккуратность. Кроме того, важно помнить, что вариаторы склонны к перегреву при длительной езде на высоких скоростях по трассе.
Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.
Нужно ли переходить на нейтраль при остановках?
Для классических АКПП с гидротрансформатором нет необходимости переключаться в нейтраль (N) при кратковременных остановках, например, на светофоре. Гидромуфта позволяет валам вращаться без вреда для коробки. Частое переключение из «D» в «N» и обратно создает ненужную нагрузку на фрикционы и планетарные механизмы, заставляя их постоянно входить в зацепление и расцепляться, что сокращает общий ресурс агрегата.

Режим «N» предназначен в основном для буксировки автомобиля. Исключением являются роботизированные коробки передач (как простые однодисковые, так и преселективные с двумя сцеплениями). Их конструкция ближе к механической КПП, поэтому при остановках свыше 30 секунд перевод в нейтраль помогает снизить износ сцепления и предотвратить его перегрев.
Правильная парковка и стояночный тормоз
Многие водители привыкли парковаться, просто переведя селектор в положение «P» (Parking). На ровной поверхности это допустимо. Однако если автомобиль стоит на уклоне, такая привычка может нанести вред.
Вся нагрузка по удержанию автомобиля в этом случае ложится на небольшой стопорный штифт (парковочную собачку) внутри коробки. При откате машины даже на сантиметр этот штифт испытывает ударную нагрузку, что приводит к его износу и появлению металлической стружки в масле. Со временем это может засорить гидроблок и фильтр, вызывая проблемы с переключениями. Правильная последовательность: остановиться, зафиксировать автомобиль стояночным тормозом, и только после этого перевести рычаг в «P». При трогании с места действуйте в обратном порядке: сначала переключитесь в «D» или «R», а затем отпустите «ручник».
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Большинство современных машин выпускается с автоматическими коробками передач.

