Большинство современных машин выпускается с автоматическими коробками передач

Современные АКПП можно разделить на три типа - «классические», где роль сцепления выполняет гидротрансформатор, вариаторы, где крутящий момент передается между шкивами с помощью ремня или цепи, и роботизированные коробки передач, где управление сцеплением (или сцеплениями) оставлено электромеханическим устройствам. И каждый из них требует бережного отношения, если владелец автомобиля хочет ездить без поломок.

Прогреваем коробку зимой

Да, в инструкции по эксплуатации не указан прогрев автомобиля на стоянке. Также стоянка с работающим двигателем во дворе жилого дома более 5 минут запрещена ПДД и карается по статье 12.28 КоАП РФ. Штраф за это очень приличный — 3000 рублей для жителей Москвы и Санкт-Петербурга и 1500 рублей для остальных регионов. Но, как правило, за этим никто не следит, а ряд рекомендаций можно выполнить за отведенное время.

В любой коробке передач (и механической тоже!) содержится трансмиссионное масло, которое на морозе становится более вязким, густеет. Это особенно критично для «классических» машин с гидротрансформаторами – переключение здесь осуществляется за счет работы гидроблока со сложными каналами и клапанами, отвечающими за циркуляцию жидкости, а также комплекта фрикционов.

Поэтому, пока масло еще густое, прокачиваемость по каналам в гидроблоке снижается, на насос идет дополнительная нагрузка, а переключение может быть рывками или рывками. Поэтому рекомендуется на пару минут перевести рычаг или джойстик управления машиной в положение D и удерживать машину на месте тормозом. Это немного нагреет трансмиссионное масло. А на первых километрах дороги лучше избегать резких маневров и ускорений.

А если в машине установлен вариатор?

Вариатор тоже не будет лишним для «прогрева», но и у него есть свои особенности – пробуксовка колес ему противопоказана. Проблемы возникают из-за того, что при загущенном масле трансмиссия испытывает недостаток смазки, а шкивы при пробуксовке находятся в крайних положениях и раскручиваются до высоких оборотов. Дифференциал передает крутящий момент на колесо с наименьшей нагрузкой, и даже при полностью открытой дроссельной заслонке вариатор изменяет передаточное число, чтобы увеличить скорость вращения колеса.

Если в этот момент колесо упрется в асфальт или зацепится за слежавшийся снег, внутри коробки передач произойдет удар, из-за которого металлический ремень скользит по шкивам и при отсутствии обильной смазки прорезает мелкие канавки.

Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.

В результате появляются царапины, что снижает ресурс вариатора.

Во избежание износа блок управления трансмиссией переводит вариатор в щадящий режим работы при низких температурах и удерживает шкивы в среднем положении во избежание концентрации нагрузок на одном из валов. Но при активном заносе на морозе это мало помогает. Кроме того, вариатор не любит длительного движения на высоких скоростях и может перегреться, если по трассе быстро ехать несколько часов.

Нужно ли переходить на нейтраль при остановках?

На машинах с АКПП нет необходимости переключаться на N для коротких остановок. В классических автоматах передача крутящего момента осуществляется через гидромуфту, что позволяет вращать входной и выходной валы без физического вмешательства в течение длительного времени.

«Нейтраль» в машине нужна только для буксировки автомобиля на небольшие расстояния или, например, подтягивания тросом к эвакуатору. На «нейтрали» масляный насос и другие механизмы переходят в режим покоя, не предполагающий больших нагрузок. Если водитель часто перемещает селектор вперед-назад, в положение N и обратно в положение D, машина выполняет непривычную для него работу, переводя сложную систему фрикционов и планетарных рядов из рабочего режима в парковочный и наоборот, сокращая ее ресурс.

Исключение составляют роботы-коробки, построенные на базе обычной «механики», и преселективные роботы с двумя сцеплениями. В них можно использовать режим N, как и в обычных МКПП при остановке. Это полезно для предотвращения перегрева и износа дисков сцепления при остановке при работающем двигателе.

Не забываем про стояночный тормоз

Большинство водителей в конце поездки просто ставят рычаг автомата в положение P, глушат двигатель и едут. Если машина стоит на ровной поверхности, ничего «криминального» в этом нет».

А если машина должна стоять на уклоне, сначала зафиксируйте ее «ручником», а затем переведите рычаг в положение R. Иначе машина откатится на сантиметр-два, из-за чего стопорный штифт в коробке испытывает ударная нагрузка и образование мелкой металлической стружки. Затем этот мусор попадает в масло, соединяется с продуктами износа при трении и постепенно забивает гидроблок, клапаны и фильтр, после чего машина начинает дергаться и «пинаться».

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Большинство современных машин выпускается с автоматическими коробками передач.