Почему России не нужен собственный автопром с нуля: три ключевых аргумента

Сегодня хочу обсудить с вами, дорогие читатели, весьма спорный и важный вопрос, который часто всплывает в комментариях к статьям, например, о новом «Москвиче». Я часто критикую этот проект и считаю, что в коммерческом плане он, скорее всего, не выживет без серьезной государственной поддержки, например, через принудительное оснащение таксопарков и бюджетных организаций.

Однако в самой идее возрождения бренда «Москвич» есть и положительная сторона, хотя цена конечного продукта явно завышена. Если посмотреть на стоимость оригинального JAC JS4 в Китае (около 800 000 рублей) или его ценники в Беларуси и Казахстане, разница в 300-500 тысяч рублей очевидна. Но лично меня не смущает, что под исторической маркой продается китайский автомобиль. Это практичный и логичный шаг в современных реалиях.

Многих же этот факт возмущает. Читатели настойчиво пишут о необходимости возрождать именно отечественный автопром, создавать свои, оригинальные машины с нуля. Но я убежден, что такой путь для России в корне неверен и лишен всякого смысла. Почему? Давайте разберем основные причины.

Три главные причины отказа от создания автопрома с нуля

Важно понимать: речь идет именно о создании, а не о возрождении. Возрождать, по сути, нечего. Советский автопром не мог на равных конкурировать с западными или японскими аналогами по качеству и технологиям, а те немногочисленные интересные разработки конца 80-х сегодня безнадежно устарели.

Причина №1: Неоправданные затраты времени и ресурсов

Готово ли общество и рынок ждать 5-7 лет, пока появится полностью отечественный автомобиль, который к моменту выхода уже будет отставать от мировых конкурентов, но при этом стоить дороже? Опыт прошлого года с «Нивой» наглядно показывает, что в изоляции мы способны производить лишь то, что делали 30 лет назад, без существенного прогресса.

Обратите внимание: Прецедент с платной дорогой.

Без интеграции в мировые цепочки создать современный конкурентоспособный продукт практически невозможно.

Причина №2: Технологическая зависимость от глобальных поставок

Даже создавая «свой» автомобиль, невозможно обойтись без импортных компонентов, особенно в области микроэлектроники. Критические детали, такие как чипы, по-прежнему поставляются из-за рубежа, например, из Тайваня или Китая. Челябинские металлурги или ивановские ткачи здесь бессильны. Для развития гражданской микроэлектроники нужны были десятилетия инвестиций, которые в советское время уходили в оборонный сектор.

Причина №3: Отсутствие среды для частной инициативы и конкуренции

Успешный автопром рождается в условиях здоровой конкуренции и частного предпринимательства. Взгляните на Китай: при всей специфике политической системы там существует множество частных автокомпаний, которые активно конкурируют, сотрудничают с иностранцами, покупают технологии и бренды. Государство не пытается подменить собой бизнес.

Когда же государство пытается играть все роли одновременно — и заказчика, и производителя, и регулятора — результатом становится ситуация, знакомая по советскому автопрому: мало моделей, высокие цены и сомнительное качество. Есть ли в России сегодня условия для бума частного предпринимательства в такой капиталоемкой отрасли? Вопрос, увы, риторический.

Какой путь видится оптимальным?

России нужен не изолированный автопром, а открытый, конкурентный рынок. Рынок, где будут представлены автомобили со всего мира: из Европы, Азии, да и других регионов. В таких условиях «АвтоВАЗ» сможет выбирать партнеров (будь то Renault, Chery или другие), а не быть заложником одной модели сотрудничества.

Конкуренция заставит всех игроков, включая «УАЗ», адекватно оценивать свою продукцию. Зачем платить за «Хантер» больше миллиона, если есть другие варианты? Именно в такой среде — открытой и конкурентной — могут появиться настоящие российские стартапы. Сначала они будут работать по партнерским схемам с известными брендами, набираться опыта, а затем, возможно, создадут и собственные продукты, востребованные рынком.

А что думаете вы, уважаемые читатели? Готовы ли мы к открытому рынку или все же стоит пытаться строить свое, несмотря на все сложности?

Если тема была интересна, буду благодарен за подписку на канал и ваш лайк! Стараюсь регулярно делиться материалами о народных автомобилях, доступных иномарках и судьбе нашего автопрома.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Долго, дорого и сложно.