![]()
Февраль 2023 года обещает быть насыщенным для автомобилистов с точки зрения законодательных изменений. Депутаты Государственной Думы планируют рассмотреть ряд важных законопроектов, которые могут существенно повлиять на правила дорожного движения, получение прав и условия перевозок. Давайте подробно разберем самые значимые инициативы, находящиеся на повестке.
Бронирование времени для пересечения границы грузовиками
Один из ключевых проектов, который должен пройти второе чтение 7 февраля, касается организации движения на приграничных территориях. Изначально законопроект регулировал только правила движения на дорогах у границ РФ, но в ходе доработки в него был добавлен важный пункт. Теперь для грузовых коммерческих автомобилей предлагается ввести обязательное резервирование даты и времени для пересечения границы. Цель нововведения — борьба с многокилометровыми заторами на пунктах пропуска, где водители порой вынуждены ждать по несколько дней в тяжелых условиях. Как уточнил глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, мера коснется только грузовиков и призвана упорядочить логистику, устранив хаотичные очереди. В случае принятия изменения вступят в силу с 1 сентября 2023 года.
Автоматическое лишение прав по медицинским показаниям
Серьезные изменения готовятся в области контроля за здоровьем водителей. Законопроект, уже одобренный в первом чтении, предполагает создание единой информационной системы для взаимодействия МВД и Минздрава. Суть в том, что если у водителя при любом обращении к врачу (будь то диспансеризация, плановый осмотр или лечение) выявят заболевание, являющееся противопоказанием к вождению, эта информация автоматически поступит в базу данных. Это касается как государственных, так и частных клиник. На период дополнительного обследования действие водительского удостоверения и медицинской справки будет приостановлено. По итогам медосмотра возможны три варианта: полное восстановление прав, их аннулирование (при выявлении абсолютных противопоказаний) или выдача новых прав с ограничениями (например, только в очках или для определенных категорий ТС). Законопроект направлен на то, чтобы не допускать до руля людей, чье состояние здоровья представляет опасность для себя и других участников движения.
Ужесточение правил получения водительских удостоверений
Еще один проект, ожидающий второго чтения, ужесточает процедуру получения прав. Вносятся поправки, касающиеся нескольких аспектов. Во-первых, для управления автобусами (категории D и D1) теперь потребуется иметь не менее одного года стажа вождения транспортных средств других категорий. Во-вторых, для иностранцев, получивших вид на жительство или гражданство РФ, срок действия их национальных прав ограничивается 12 месяцами, после чего необходимо получить российское удостоверение. Обмен прав на категории, связанные с грузовыми и пассажирскими перевозками (C, D, CE, DE и др.), будет возможен только после прохождения обучения в российских автошколах. Также ужесточаются правила для лиц, пойманных за рулем в состоянии опьянения: им будет запрещено сдавать экзамены и получать права в течение всего срока административного наказания (как правило, одного года). С другой стороны, законопроект упрощает жизнь водителям, имеющим категорию CE (грузовик с прицепом) — им больше не нужно сдавать отдельный экзамен для получения категории BE (легковой автомобиль с прицепом).
Защита прав инвалидов в общественном транспорте
Социально значимая инициатива направлена на защиту прав инвалидов I группы. Согласно действующим правилам, если такой пассажир едет без сопровождения и у него нет при себе билета, социальной карты или проездного документа, его могут высадить из общественного транспорта. Законопроект, одобренный в первом чтении, призван устранить эту несправедливость, запретив высаживать инвалидов I группы по причине отсутствия проездного документа. Это важный шаг к созданию более доступной и комфортной транспортной среды для маломобильных граждан.
Бесплатный проезд для школьных автобусов по платным дорогам
Для обеспечения безопасности и доступности перевозок детей рассматривается законопроект о введении бесплатного проезда для школьных автобусов по платным автомобильным дорогам. Эта льгота будет распространяться не только на регулярные школьные маршруты, но и на автобусы, осуществляющие организованные перевозки групп детей в междугородном и международном сообщении. Аналогичные преференции уже действуют для рейсовых автобусов, почтовых служб, машин скорой помощи и других спецтранспортных средств. Инициатива уже получила поддержку Минтранса и Совета Федерации.
Смягчение штрафов за незначительное превышение габаритов
Для поддержки бизнеса в сфере грузоперевозок депутаты рассматривают смягчение наказания за так называемый «негабарит». Часто штрафы в 150 тысяч рублей выписываются за превышение допустимых габаритов всего на несколько сантиметров, что может происходить, например, из-за надувания тента грузовика во время движения — процесса, не зависящего от воли водителя. Законопроект предлагает ввести «нештрафной» порог в 10 сантиметров. То есть, если превышение ширины или высоты транспортного средства составляет менее 10 см, административная ответственность наступать не будет. Это разумная мера, которая позволит избежать необоснованно суровых наказаний за незначительные и не влияющие на безопасность нарушения.
Рассылка налоговых уведомлений через Госуслуги
В эпоху цифровизации предлагается оптимизировать и процесс информирования граждан о транспортном налоге. Сейчас уведомления рассылаются либо бумажными письмами по почте (что составляет большую часть), либо через личный кабинет на сайте ФНС. Новый законопроект, принятый в первом чтении, предлагает использовать для этих целей портал Госуслуг, где зарегистрировано подавляющее большинство граждан. Это позволит сократить почтовые расходы и ускорить доставку информации. Важно, что рассылка на Госуслуги будет осуществляться только с согласия самого гражданина. В случае принятия изменения начнут действовать с 1 января 2024 года.
Внедрение датчиков усталости для водителей
Одна из самых технологичных инициатив, внесенных на рассмотрение в ноябре 2022 года, касается безопасности на дальних рейсах. Законопроект обязывает оснащать тахографы в автобусах, грузовиках массой свыше 3,5 тонн и такси специальными датчиками, контролирующими состояние бдительности водителя. Если система зафиксирует признаки усталости или потерю концентрации, она предпишет водителю сделать перерыв. При этом, если пороговые значения не достигнуты, движение можно продолжать. Предполагается, что использование таких систем позволит гибко регулировать режимы труда и отдыха, повышая безопасность на дорогах. В случае принятия закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года, что даст время на разработку технических регламентов.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Какие законопроекты для водителей планируют рассмотреть в Госдуме в декабре 2022 года.