Весной текущего года наблюдался активный интерес российских покупателей к приобретению новых автомобилей в Казахстане. Основными объектами спроса стали модели корейских брендов Hyundai и Kia. Этот всплеск активности был во многом обусловлен ситуацией на внутреннем российском рынке, где предложение данных марок существенно сократилось после приостановки их локальной сборки. В то же время производственные мощности в Казахстане продолжали работать в полную силу, а в некоторых случаях даже были усилены за счет оборудования, вывезенного из России.
Золотая лихорадка и её завершение
Этой ситуацией быстро воспользовались предприимчивые перекупщики. Как отмечает эксперт Иван Пономарев, специализирующийся на помощи в покупке и перевозке авто из-за рубежа, сделки были крайне выгодными. Например, за одну поставку из восьми кроссоверов Kia Sportage в Москву посредник мог получить чистую прибыль в 4 миллиона рублей. Однако ажиотажный спрос со стороны россиян привел к тому, что они буквально опустошили склады казахстанских дилеров.
В ответ автосалоны были вынуждены ввести жесткие ограничительные меры. Уже к августу продажи новых автомобилей гражданам Российской Федерации были практически полностью прекращены. Российским клиентам, приезжавшим в салоны, стали отказывать, ссылаясь на отсутствие машин в наличии.

Последствия для местного рынка
Волна российского спроса затронула и жителей Казахстана. Появилась информация, что некоторые дилеры, пытаясь защитить внутренний рынок, ввели лимит — не более одной машины в руки в год для местных покупателей, хотя представители «Коммерсантъ FM» не смогли официально подтвердить эти данные.
Как поясняет Арарат Мардоян, основатель компании «Автодегустатор», формальные ограничения зачастую становятся излишними на фоне объективного дефицита. На самые популярные и ликвидные модели очереди растягиваются на полгода и более. Ситуацию усугубляют перебои в цепочках поставок и значительное усложнение логистики, из-за чего сроки ожидания импортных автомобилей выросли в три-четыре раза, а выставочные залы салонов часто пустуют.
Обратите внимание: Пикап Chevrolet из фильма “Форсаж”, продают на “Ebay” за $32500.
Новые схемы и снижение интереса
Несмотря на очереди, казахстанские покупатели нашли способ извлечь выгоду из ситуации. Они оформляют заказы на новые автомобили, а затем перепродают их российским дилерам, беря за свои услуги комиссию в 10-15%, что в денежном выражении составляет примерно 100-200 тысяч рублей.
Даже с учетом этой надбавки покупка через посредников часто остается более выгодной, чем приобретение аналогичного автомобиля в России. К примеру, топовая Hyundai Sonata на российском рынке может стоить около 3 млн рублей, тогда как ввезенная из Казахстана — менее 2,5 млн, несмотря на общий рост цен в последние месяцы.
Однако, как отмечает эксперт по подбору автомобилей Артур Брума, осенью динамика начала меняться. Интерес со стороны российских покупателей к казахстанскому направлению стал снижаться. Причины — общий рост цен на автомобили по всему миру, нестабильность на валютном рынке и, как следствие, сокращение экономической целесообразности таких сделок. Объемы ввозимых машин стали значительно меньше.
Сложности и риски
Помимо экономических факторов, процесс осложняется бюрократическими и юридическими препонами. Не всегда пакет документов, выдаваемый иностранным дилером, соответствует требованиям для постановки автомобиля на учет в России. Кроме того, присутствуют риски мошенничества со стороны недобросовестных посредников в Казахстане.
Тем не менее, для готовых рисковать российских покупателей найти связного в соседней стране по-прежнему не составляет труда. Спрос рождает предложение, и в очередях за новыми машинами теперь можно встретить целые семьи местных жителей, которые рассматривают это как возможность дополнительного заработка.
Иван Хорушевский
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: В Казахстане все реже продают новые автомобили россиянам.


