Зачем разрабатывать автомобиль самому, если можно обратиться к другому производителю и договориться о выпуске его модели под собственным брендом

История мирового автомобилестроения знает бесчисленное количество случаев, когда производители автомобилей делились своими моделями друг с другом, чтобы выпускать их лицензионные копии под другими брендами. Хотя случалось и так, что сборка спаренных машин организовывалась без ведома создателей их первоначальных вариантов, этим часто грешили молодые фирмы-разработчики из Китая на рубеже веков.

За пределами российского рынка часто можно встретить известные модели в совершенно неожиданных ролях – будь то клон Solaris под маркой Dodge, Audi A4 или Skoda Rapid с логотипами испанской марки Seat. А как вам электрический УАЗик из Чехии? Сегодня мы рассмотрим самые неожиданные плоды брендинговой инженерии и недостойного копирования лучших (и худших) автомобилей в мировой истории.

Opel Kadett и «Москвич-400»

Отечественное автомобилестроение помнит немало случаев, когда очередная новая модель оказывалась копией иностранного аналога - проще перечислить автомобили, разработанные своими силами советскими инженерами! Но, пожалуй, самой интересной историей стал первый Москвич, производство которого началось в трудные послевоенные годы.

"Москвич-400" был копией "Опеля", чертежи которого вместе с уцелевшими остатками немецкой техники с разрушенного завода в Германии вывозили буквально по частям - они уже не могли производить мелкие довоенные автомобилей КИМ-10 на столичных работах, так как производственные мощности повреждены, а документация частично утеряна. Выбор пал на Kadett, с которого и началась новая жизнь Московского завода. Сейчас, кстати, на этом же заводе, после долгого перерыва, снова выпускают автомобили под отечественной маркой - пока, правда, еще и за границей заглянули.

ВАЗ-2105 и Premier 118NE

Если с первым советским Москвичем, появившимся в очень непростое для страны время, все более-менее понятно, то с бесконечными аналогами итальянского седана Fiat 124, выпускавшегося буквально по всему миру, все обстоит не так очевидный . Эти автомобили выпускались под разными названиями в Испании, Турции, Болгарии, Малайзии... И даже в Индии - и там их производство было организовано только в середине 1980-х, когда оригинальный Fiat уже давно устарел.

Для сравнения: наша лицензионная копия Fiat, получившая индекс ВАЗ-2101, дебютировала в 1970 году, а ее обновленная версия в лице ВАЗ-2105 вышла на конвейер в 1980 году. Неудивительно, что в Индии решили пропустить ранние этапы разработки модели — седан Premier 118NE сразу же получил относительно современный дизайн в стиле советской «пятерки». Понятно, что обе машины являются копией итальянского Fiat, а Premier 118NE не имел прямого отношения к вазовской «пятерке», но общие конструктивные решения двух клонов просматриваются. Хотя индийцы выбрали заведомо трудный путь, но поставили на конвейер машину, устаревшую на двадцать лет - и, кстати, выпускали Premier 118NE аж до 2001 года!

УАЗ Хантер, Baijah Taigah и MWM Spartan EV

В прошлом году УАЗ-469 отметил свое 50-летие, но преклонный возраст не мешает ему стать основой для необычных зарубежных проектов. Например, в 2003 году (именно тогда УАЗ представил обновленную версию внедорожника, получившую название «Хантер»), в Германии была основана компания Baijah Automotive, начавшая локальную сборку ульяновских автомобилей. Классический внедорожник в местной линейке получил название Baijah Taigah, а через несколько лет к нему присоединился более современный Patriot, который соответственно стал Baijah Tulos.

А в 2020 году «Хантер» даже перевели на электрическую тягу! Электромобиль на базе старого УАЗа построила чешская компания MW Motors в городе Штеновице, которая даже провела свою драйвовую презентацию в России. MWM Spartan EV (так создатели назвали электрический УАЗ) получил электродвигатель с жидкостным охлаждением мощностью 163 л.с и 600 Нм, большой цветной дисплей вместо штатных приборов, а также. пятиступенчатую коробку передач, мосты и коробку передач с проводным передним приводом и двухступенчатой ​​раздаточной коробкой.

Daewoo Nexia и Pontiac LeMans

Ни для кого не секрет, что седан Daewoo Nexia был копией модели Opel Kadett (да, наследника того же «Кадета» — это действительно машина на все времена) поколения E, дебютировавшей еще в далеком 1984 году светиться сразу в нескольких оттенках: Opel тогда входил в состав группы General Motors, руководство которой не гнушалось выпускать одни и те же автомобили под разными брендами — в разных странах он был известен как Vauxhall, Chevrolet и, конечно же, Daewoo.

Наконец-то в США появился универсал Opel Kadett E. На местном рынке бренд Opel еще запомнился спортивным автомобилем Opel GT конца 1960-х, но маркетологи GM не решились вернуться к нему ради маленькой европейской малолитражки. Но американцы также не захотели экспериментировать с имиджем консервативной марки Chevrolet, поэтому в итоге Kadett был включен в серию марки Pontiac. То есть, если наша машина обрела новую жизнь как Daewoo Nexia, то в Америке с 1988 по 1993 год она была известна под названием Pontiac LeMans. Согласитесь, звучит солиднее.

Hyundai Solaris и Dodge Attitude

В родной Америке бренд Dodge создал имидж некой брутальной компании, специализирующейся на раскованных маслкарах, внедорожниках и пикапах (хотя формально грузовое подразделение Ram было выделено в отдельный бренд более десяти лет назад), но в соседняя страна Мексика, под этим брендом продают буквально все, что попадется под руку.

Ярким примером тому является мексиканский Dodge Attitude второго поколения, который был переименован в Hyundai Accent (в России эти автомобили выпускались под именем Solaris). Мексиканский офис Dodge решил не утруждать себя адаптацией дизайна автомобиля к фирменному стилю американского бренда. Да ведь даже логотипы марки Hyundai остались на месте! То есть от марки Dodge модель Attitude второго поколения действительно досталась, как говорится, одно имя - своему предшественнику (тоже Hyundai Accent, но старше) в свое время, по крайней мере не поленились заменить логотипы.

Skoda Rapid и Seat Toledo

Испанский бренд Seat, много лет входящий в состав концерна Volkswagen, практически все модели серии в той или иной мере имеют аналоги под родственными брендами, но благодаря оригинальному дизайну и особому позиционированию в структуре немецкой Автомобильный гигант, который часто только вредил и без того относительно скромным объемам продаж, Seat всегда держался на некотором расстоянии от более массовых автомобилей в подразделениях Audi, Skoda и Volkswagen.

Возьмем, к примеру, лифтбек Seat Toledo четвертого поколения: переднюю часть кузова создатели оформили в стиле хэтчбека Ibiza, а дизайн задней части вызывал ассоциации со старшими моделями Leon и Altea XL.

Обратите внимание: Какие уникальные авто можно встретить на свалках Гонконга.

А вот общий силуэт кузова и линия стекол у испанского лифтбека от пятидверной Skoda Rapid, которая до прошлого года тоже выпускалась в России. Европейский рынок принял Толедо прохладно – Seat на долгие годы приобрел имидж производителя темпераментных автомобилей, а практичные автомобили всегда были частью чешской марки. И если Rapid в свои лучшие годы продал 175 тысяч автомобилей, то Toledo в рекордном 2013 году нашел всего 22 тысячи покупателей.

Audi A4 и Seat Exeo

Раз уж речь зашла о Seat, то было бы обидно не упомянуть о необычном Seat Exeo. Он появился еще в 2008 году, на четыре года раньше четвертого поколения Toledo, и в тогдашней серии испанского бренда он должен был занять место флагмана. А вот за основу нового большого Сеата создатели взяли грядущий выход на пенсию семейства Audi A4 поколения B7 — выбор, прямо скажем, достаточно спорный. И не только из-за возраста оригинальной машины.

Наспех переработанный экстерьер не смог скрыть черты Audi — безвкусный Exeo (который, кстати, был доступен как в кузове седан, так и в кузове универсал Exeo ST) выглядел как A4 с деталями от модели Leon. Надо ли говорить, что фирменный холодный стиль Audi совершенно не подходил испанскому автомобилю, которому предстояло стать лицом бренда Seat и главным двигателем продаж? Неудивительно, что продажи шли очень медленно — отсутствие в гамме аналога полноприводной модели A4 quattro (Exeo предлагался исключительно с передним приводом), модификаций с открытым верхом и S-версий с двигателем V8 не мешало способствуют увеличению спроса, ведь говорить о сумасшедших моделях с приставкой RS.

Subaru Forester и Chevrolet Forester

Что общего у Subaru и Chevrolet? Мало кто помнит, но в начале 2000-х General Motors и Subaru выпустили несколько «совместных» моделей, хотя степень инженерного вмешательства с той или иной стороны в большинстве случаев ограничивалась лишь сменой шильдиков. Все началось в конце 1999 года, когда американская группа купила 20,1% акций японской компании Fuji Heavy Industries, в которую входила Subaru. Японцы надеялись закрепиться в Европе, а GM хотела увеличить свое присутствие на азиатских рынках (а именно в Японии и Индии), но, к сожалению, из этого сотрудничества ничего хорошего не вышло.

Становившиеся более популярными в США автомобили «Дженерал моторс» стали переводить под свои бренды, а работа в Азии осталась на втором плане. Примером крайне нелепой попытки выхода на новый рынок стала презентация кроссовера Chevrolet Forester в 2003 году. Subaru Forester с логотипами Chevrolet стал первой моделью американского бренда на индийском рынке, где GM ранее продавала только автомобили марки Opel. Но американцы быстро сообразили, что популярный среди американских покупателей Forester не пользуется спросом в Индии — осенью 2005 года GM продала свои акции Fuji Heavy Industries, и местное подразделение компании сосредоточилось на продаже дешевых компактных автомобилей Chevrolet корейского происхождения.

Land Rover Discovery и Honda Crossroad

Еще один пример сотрудничества двух разных компаний, приведшего к созданию нескольких странных автомобилей. Вторая половина 1970-х была непростой для британской компании Rover — материнская компания British Leyland испытывала серьезные финансовые трудности, а новый флагманский Rover серии SD1, на который компания потратила много денег, страдал от проблем с качеством сборки и быстро начал терять интерес со стороны потенциальных покупателей. Британцы спешно искали партнеров в Европе и Америке, которые могли бы помочь им в разработке новых моделей, и в 1978 году их нашли. В Японии.

Следующие 15 лет Rover и Honda провели вместе — приходящий в упадок Rover сумел удержаться на плаву в сложный для британской промышленности период, а японцам был открыт путь на Туманный Альбион. Сначала Rover продавала переделанные Honda на внутреннем рынке, а затем компании стали совместно разрабатывать модели и даже предприняли попытку вернуть британцев на американский рынок с новой маркой Sterling. Honda неохотно продавала капризные британские автомобили под собственной маркой, но Land Rover Discovery стал исключением — японская версия внедорожника называлась Honda Crossroad. В Японии Crossroad рекламировался как очень способный и прочный внедорожник, хотя и не без проблем с качеством, нетипичных для продукции Honda. Как ни странно, в то время (с 1993 по 1998 год) Crossroad была единственной Honda с двигателем V8 — даже у NSX был V6.

Mercedes-Benz G-класса и Peugeot P4

Гелендваген имел множество модификаций в первые годы производства, даже в рамках модельного ряда Mercedes-Benz, который выпускал гражданские версии внедорожника параллельно с армейскими модификациями. А сколько имен Гелендваген успел сменить на других рынках - не сосчитать! Многие автомобили первой серии увидели свет под австрийской маркой Puch, которая была известна совместными проектами с крупными мировыми автопроизводителями, но была и версия под маркой Peugeot.

Внедорожник Peugeot P4 создавался для военных нужд Франции. Двигатели, коробки передач и электрика были поставлены компанией Peugeot (которая также занималась сваркой и покраской кузова), а все остальные компоненты были поставлены Mercedes-Benz, а окончательная сборка производилась на заводе в Сошо, Франция. Внешние отличия сводились к оптике (у Р4 были квадратные фары и оригинальный блок поворотников и габаритных огней), а внедорожный Пежо, в отличие от исходного Гелендвагена, провалился на рынке гражданских автомобилей.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Зачем разрабатывать автомобиль самому, если можно обратиться к другому производителю и договориться о выпуске его модели под собственным брендом.