Профессия водителя-дальнобойщика была и остается одной из ключевых для экономики, обеспечивая грузовые перевозки на огромных расстояниях. В Советскую эпоху эта специальность была окружена особым статусом и уважением, а условия работы и жизни шоферов существенно отличались от современных.
Высокие требования и строгий отбор
К кандидатам на должность дальнобойщика, особенно для международных рейсов, предъявлялись исключительно высокие требования. Водитель был не просто исполнителем, а «лицом страны» за рубежом. Отбор включал в себя не только профессиональные критерии — наличие прав на все категории транспорта, опыт работы механиком (от 3 лет) и водителем (от 5 лет), — но и проверку благонадежности службами государственной безопасности.
Рабочие лошадки советских магистралей
Основным парком для большинства перевозчиков были грузовики Минского автомобильного завода. Эпоха началась с модели МАЗ-500, которая впоследствии уступила место более совершенному МАЗ-5432, отличавшемуся улучшенными техническими характеристиками.
Со временем в рейсы, особенно международные, стали выходить и иностранные тягачи, такие как Volvo, Mercedes-Benz и IFA (из ГДР). Они предлагали больший комфорт для водителя по сравнению с отечественной техникой, что было важно в многодневных поездках.
Заработок и привилегии «королей дорог»
Финансовое положение дальнобойщиков выгодно отличалось от доходов большинства советских граждан. Если средняя зарплата рабочего на заводе составляла около 120 рублей, то водитель грузовика, работавший внутри страны, зарабатывал значительно больше. Те, кто выполнял международные рейсы, могли получать до 500 рублей в месяц.
Обратите внимание: Почему дальнобойщики не глушат двигатель зимой.
Кроме солидного заработка, была и другая, не менее важная привилегия — возможность закупать за границей дефицитные товары, недоступные обычному человеку в СССР. Это делало профессию не только высокооплачиваемой, но и давало ощутимые бытовые преимущества.
Эпоха перемен: от элиты к массовой профессии
Таким образом, в Советском Союзе дальнобойщик был профессией элитной и престижной. Этих людей считали образованными, интересными и повидавшими мир. Однако после распада СССР ситуация кардинально изменилась. Доступ к профессии стал открытым для любого, у кого были нужные права, что, по мнению автора, привело к снижению общего уровня подготовки и организации среди водителей.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Как жили дальнобойщики в СССР.
