Что такое фаркоп?
Сцепные устройства для прицепов называются фаркопами (Hitches) для легковых автомобилей, пикапов, внедорожников и коммерческих легких грузовиков. Необходим для буксировки небольших прицепов.
На некоторых автомобилях это устройство выглядит как буксировочный крюк. Основным недостатком такого устройства является невозможность хорошо закрепить прицеп, из-за чего при торможении и разгоне внутри крюка возникают толчки, что приводит к повреждению прицепа.
Для легковых автомобилей принят другой стандарт. Тягово-сцепное устройство по ГОСТ 28248 представляет собой крюк с шаровой сцепкой, жестко закрепленной в сцепной головке дышла. Это обеспечивает плотное соединение подвижных частей.
Сцепной шар помогает перераспределить нагрузку с прицепа на кузов, устраняя толчки и рывки. Тягово-сцепное устройство такого типа может воспринимать не только горизонтальные нагрузки в результате трогания с места и торможения, но и вертикальные.
Диаметры фиксирующих головок могут различаться. Если размер отечественных автомобилей 50 мм, то на иномарках могут быть концевые сцепки с головкой диаметром 47,6 мм, 50,8 мм, 58,7 мм.
Этот тип навесного оборудования в эксплуатации ограничен массой прицепа. Разрешается буксировать только прицепы массой до 3500 кг.Откуда пошло название фаркоп?
Слово «крючок» имеет немецкие корни. Термин Fahrkopf обозначал рабочую часть конной повозки для крепления или подвешивания крупногабаритного багажа. Потом это понятие стали называть винтовой сцепкой автомобилей. А потом это же слово перешло в терминологию дальнобойщиков.
Теперь сцепками для прицепов можно назвать все автомобильные приспособления для перевозки прицепов.
Где устанавливают фаркопы?
Как правило, фаркоп крепится внизу автомобиля. К силовым элементам кузова крепится основание, на которое крепятся кузовные панели приминаемых зон. Поэтому производитель должен специально предусмотреть место, способное выдержать нагрузку тяжелого прицепа.
На пикапах или рамных внедорожниках тягово-сцепное устройство крепится к раме. При неправильной установке нагрузка будет перераспределяться на навесные части кузова, которые не выдерживают критических нагрузок, что может сказаться на безопасности автомобиля.
Согласно техническому регламенту, все тягово-сцепные устройства перед поступлением в продажу должны пройти сертификационные испытания.
Обратите внимание: Следующий электрокар BMW сможет проехать 700 км без подзарядки.
Кроме того, они требуют периодических испытаний на усталость после нескольких лет активной эксплуатации.Какие фаркопы не требуют регистрации?
Если тягово-сцепное устройство уже установлено производителем автомобиля, краткая информация о нем размещена на специальной информационной табличке на кузове. На нем указан прицеп, его максимальный вес и другие характеристики.
Иногда в автомобилях не установлен фаркоп, но конструкция автомобиля требует его установки. В этом случае владелец транспортного средства может обратиться в любой официальный дилерский центр, где сертифицированное тягово-сцепное устройство будет установлено на прежнее место и проведены соответствующие испытания.
В этом случае тягово-сцепное устройство является частью автомобиля и используется как запасная часть. Водитель получит удостоверение и другие документы, которые лучше иметь при себе. В этом случае регистрировать фаркоп в ГИБДД не нужно.
Почему регистрация фаркопа необходима?
Если установка нестандартного фаркопа не предусмотрена конструкцией автомобиля, а владелец автомобиля хочет его установить, потребуется документация и регистрация фаркопа в ГИБДД. От надежности этого устройства зависят жизни и здоровье людей, а потому, помимо регистрации, оно должно проходить еще испытания и экспертизы.
Установка будет считаться изменением конструкции автомобиля и потребует сложной и дорогостоящей процедуры регистрации.По результатам проверок в ТСУ подготовлен новый раздел в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС). Этот документ является обязательным для всех транспортных средств, реализуемых на территории Российской Федерации и стран Таможенного союза.
ОТТС указывает различные сертификаты на оборудование, используемое в автомобиле, а также на тягово-сцепные устройства. Там же написаны его характеристики и указаны данные буксируемого прицепа.
Но есть и такие машины, на которые тягово-сцепное устройство монтировать нельзя. Подавляющее большинство моделей классов A, B и C не предназначены для перевозки прицепов. В этом случае установка на них буксировочных устройств весьма затруднительна. Очень вероятно, что ГИБДД откажется переоборудовать такое транспортное средство.
Какова процедура регистрации фаркопа?
внесение изменений в конструкцию транспортного средства предполагает обращение не только в ГИБДД, но и тестирование тягово-сцепного устройства, а также кузова автомобиля. Вы должны действовать поэтапно и выполнять ряд последовательных шагов. Автовладелец обязан:
- Посетите местную ГИБДД и узнайте, предполагает ли данное транспортное средство установку фаркопа;
- Получить письменное разрешение ГИБДД по результатам предварительного осмотра;
- Обратиться в аттестованную лабораторию, уполномоченную проводить экспертизы технического состояния транспортных средств и получить заключение о возможности проведения работ;
- Купите сертифицированный ТСУ и обратитесь в мастерскую для его установки;
- Приехать на автомобиле в аттестованную лабораторию и предоставить на экспертизу установленное оборудование;
- Если фаркоп установлен правильно, необходимо оформить сертификат соответствия на оборудование и взять протокол испытаний;
- Необходимо пройти техосмотр и получить диагностическую карту;
- Посетить вместе с полученными документами ГИБДД, где в ОТТС будет сделана отметка о дополнительном оборудовании;
- В течение 10 дней с момента получения ОТТС необходимо явиться в ГИБДД и внести изменения в регистрационные данные на автомобиль.
С января 2020 года все изменения в конструкции транспортных средств на основании заключения лаборатории и протокола испытаний будут вноситься в специальный реестр, разработанный Минэкономразвития.
Какие документы нужны для обращения в ГИБДД?
Для регистрации изменений в конструкции автомобиля необходимо:
- Заявление о разрешении;
- Паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность);
- Заключение предварительного технического освидетельствования конструкции транспортного средства, выданное испытательной лабораторией на предмет возможности внесения в нее изменений;
- Протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства, составленный испытательной лабораторией после внесения в нее изменений;
- Копия квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу свидетельства;
- Предварительно дано разрешение на внесение изменений.
Если фаркоп установлен на автомобиль, конструкция которого не терпит таких изменений, эксплуатация становится небезопасной. Машина может потерять управление в различных условиях движения или ее задняя часть может не выдержать нагрузки прицепа массой 3,5 тонны.
За езду с нестандартным и незарегистрированным фаркопом налагается штраф в размере 500 рублей. На первый взгляд немного, но если инспекторы ГИБДД найдут такой переделанный автомобиль, они вправе выдать владельцу предписание о немедленном снятии нестандартного ТСУ.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Фаркоп это одна из самых распространенных опций, которая может устанавливаться как на конвейере, так и в дилерских центрах.