Что такое фаркоп и как он работает?
Фаркоп, или тягово-сцепное устройство (ТСУ), — это специальное приспособление, которое крепится к автомобилю для буксировки прицепов. Оно применяется на легковых машинах, внедорожниках, пикапах и легких грузовиках. Визуально фаркоп может выглядеть как простой буксировочный крюк, но у такого решения есть существенный недостаток: прицеп плохо фиксируется, из-за чего во время движения возникают рывки и толчки, что может повредить как прицеп, так и автомобиль.
Для легковых автомобилей чаще используется более совершенный стандарт — шаровая сцепка. Согласно ГОСТ 28248, это крюк с шаровой головкой, который жёстко крепится в сцепном узле дышла прицепа. Такая конструкция обеспечивает плотное и надёжное соединение, минимизируя люфт. Шаровая сцепка эффективно перераспределяет нагрузку от прицепа на кузов автомобиля, гася ударные нагрузки не только в горизонтальной плоскости (при разгоне и торможении), но и в вертикальной.

Важно учитывать, что диаметры шаровых головок могут различаться. Например, для отечественных автомобилей стандартным является размер 50 мм, а для иномарок часто встречаются диаметры 47,6 мм, 50,8 мм или 58,7 мм. Также фаркоп имеет ограничение по нагрузке: с его помощью разрешено буксировать прицепы массой не более 3500 кг.
Происхождение термина «фаркоп»
Слово «фаркоп» пришло из немецкого языка, где «Fahrkopf» изначально обозначало сцепной узел конной повозки для крепления багажа. Позже этот термин перекочевал в автомобильную сферу, сначала обозначая винтовую сцепку, а затем закрепившись в профессиональном лексиконе водителей грузовиков. Сегодня «фаркопом» называют практически любое автомобильное устройство для буксировки прицепов.
Особенности установки фаркопа
Фаркоп обычно монтируется в нижней части задней части автомобиля. Крепление осуществляется к силовым элементам кузова или раме (в случае рамных внедорожников и пикапов). Крайне важно, чтобы место установки было рассчитано на дополнительные нагрузки, иначе вес прицепа может повредить кузовные панели и создать аварийную ситуацию.

Все тягово-сцепные устройства перед продажей проходят обязательную сертификацию. Кроме того, даже сертифицированные фаркопы рекомендуется периодически проверять на усталость металла, особенно после нескольких лет активной эксплуатации.
Обратите внимание: Следующий электрокар BMW сможет проехать 700 км без подзарядки.
В каких случаях регистрация фаркопа не требуется?
Регистрация в ГИБДД не нужна, если фаркоп установлен заводом-изготовителем автомобиля. Информация о нём (максимальная масса буксируемого прицепа и другие параметры) в этом случае указана на специальной табличке на кузове автомобиля.
Если фаркоп не был установлен с завода, но его монтаж предусмотрен конструкцией автомобиля, владелец может обратиться в официальный дилерский центр. Там установят сертифицированное устройство, проведут необходимые испытания и выдадут соответствующие документы. В этом случае фаркоп считается штатной запчастью, и его регистрировать не нужно — достаточно иметь при себе документы от дилера.
Зачем нужна официальная регистрация фаркопа?
Регистрация обязательна, если вы устанавливаете фаркоп на автомобиль, конструкция которого изначально не предусматривала такой возможности. Это считается изменением конструкции транспортного средства. Процедура необходима для обеспечения безопасности, так как от надёжности фаркопа зависят жизни водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
После успешных испытаний информация о ТСУ вносится в раздел «Одобрения типа транспортного средства» (ОТТС). Этот документ содержит все сертификаты на оборудование автомобиля, включая фаркоп, с указанием его характеристик и параметров буксируемого прицепа.
Стоит помнить, что на многие автомобили малых классов (A, B, C) установка фаркопа часто невозможна, так как их конструкция для этого не предназначена. ГИБДД, скорее всего, откажет в согласовании переоборудования таких транспортных средств.





Пошаговая процедура регистрации фаркопа в ГИБДД
Процесс легализации нештатного фаркопа состоит из нескольких этапов. Автовладельцу необходимо:
- Обратиться в местное подразделение ГИБДД для предварительной консультации и получения информации о возможности установки фаркопа на конкретный автомобиль.
- Получить в ГИБДД письменное разрешение на внесение изменений в конструкцию после предварительного осмотра.
- Обратиться в аккредитованную лабораторию для получения заключения о возможности проведения работ по установке.
- Приобрести сертифицированное ТСУ и установить его в специализированной мастерской.
- Вернуться в лабораторию с установленным фаркопом для проведения экспертизы и испытаний.
- Получить протокол испытаний и сертификат соответствия на оборудование, если оно установлено правильно.
- Пройти технический осмотр и получить диагностическую карту.
- С полным пакетом документов снова обратиться в ГИБДД для внесения изменений в ОТТС.
- В течение 10 дней после получения обновлённого ОТТС явиться в ГИБДД для внесения изменений в регистрационные данные автомобиля (свидетельство о регистрации).
С января 2020 года все данные об изменениях в конструкции транспортных средств вносятся в специальный реестр Минэкономразвития на основании заключений лабораторий.
Документы для регистрации фаркопа в ГИБДД
Для оформления изменений потребуется собрать следующий пакет документов:
- Заявление установленного образца.
- Паспорт заявителя или иной документ, удостоверяющий личность.
- Заключение лаборатории о предварительном техническом освидетельствовании (о возможности установки).
- Протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства после установки фаркопа.
- Копия квитанции об уплате государственной пошлины.
- Ранее выданное разрешение ГИБДД на внесение изменений.
Важно понимать, что установка нештатного фаркопа на непредназначенный для этого автомобиль делает эксплуатацию опасной. Автомобиль может потерять устойчивость, а элементы кузова — не выдержать нагрузки.
За управление автомобилем с незарегистрированным нестандартным фаркопом предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Однако инспектор ГИБДД вправе выдать предписание о немедленном демонтаже такого оборудования.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Фаркоп это одна из самых распространенных опций, которая может устанавливаться как на конвейере, так и в дилерских центрах.
