Совет Федерации одобрил три важных законопроекта для водителей: изменения в такси, дистанционные медосмотры и единая база страхования

В конце декабря 2022 года, на заключительном в году заседании, Совет Федерации дал одобрение трём значимым законодательным инициативам, касающимся автомобилистов и сферы перевозок. Эти документы, ранее принятые Государственной Думой, вносят существенные коррективы в регулирование такси, порядок медицинского освидетельствования водителей и систему страхования.

Реформа законодательства о такси

Первый и наиболее обсуждаемый законопроект вносит масштабные изменения в работу служб такси. Его цель — повысить безопасность, прозрачность и контроль в этой сфере. Ключевые нововведения включают в себя:

  • Формирование единой государственной информационной системы с тремя реестрами: для учёта перевозчиков, транспортных средств и самих служб заказа такси.
  • Легализацию работы в такси для самозанятых граждан.
  • Введение региональных ограничений: для работы за пределами «домашнего» региона потребуется соблюдение дополнительных условий.
  • Установление единых стандартов и требований к автомобилям такси и водителям. В частности, для водителей теперь обязателен стаж управления от трёх лет, отсутствие лишения прав в прошлом и просроченных штрафов.
  • Возложение солидарной ответственности за качество услуг на перевозчиков, водителей и агрегаторы.
  • Предоставление Федеральной службе безопасности доступа к данным реестров такси.

В ходе доработки ко второму и третьему чтениям в документ были внесены важные уточнения. Среди них:

  • Переход на электронный формат выдачи разрешений на таксомоторную деятельность.
  • Запрет на коммерческие пассажирские перевозки без лицензии, а также на рекламу таких услуг.
  • Замена бессрочных разрешений на документы, действующие не менее пяти лет.
  • Отмена обязанности таксопарков оформлять полисы ОСГОП (обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика).
  • Исключение из списка обязательных документов договора на проведение медосмотров, но добавление справки об отсутствии судимости.
  • Запрет на работу в такси для лиц с непогашенной или неснятой судимостью за определённые преступления.
  • Отмена ранее планировавшегося требования об оснащении машин такси датчиками усталости водителя.
  • Ограничения для иностранного контроля над службами заказа такси.
  • Обязанность для крупных агрегаторов (более 4 тысяч машин в регионе в сутки) открывать в этом регионе филиал.
  • Ведение службами заказа электронного досье на каждого водителя.

Большинство положений этого закона, в случае его подписания Президентом, начнут действовать с 1 сентября 2023 года. Нормы, касающиеся резидентства агрегаторов и открытия филиалов, вступят в силу позже — с 1 марта 2025 года.

Внедрение дистанционных медицинских осмотров

Второй одобренный законопроект разрешает проводить обязательные для водителей медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) дистанционно, с использованием специального телемедицинского оборудования. Такое оборудование должно обеспечивать автоматическую передачу данных о состоянии здоровья и удалённый мониторинг.

При этом система обязана гарантировать надёжную идентификацию личности проходящего осмотр водителя. Исключение составляют случаи, когда осмотр проводится медицинским работником лично. Важным условием остаётся регулярное (не реже двух раз в год) проведение химико-токсикологических исследований для выявления следов наркотических или психотропных веществ.

В окончательной редакции закона появились важные исключения: дистанционный осмотр не будет разрешён для водителей школьных автобусов, а также для водителей междугородних автобусов на маршрутах длиной более 300 километров. Для них сохранится традиционный порядок прохождения медосмотра.

Планируется, что новые правила вступят в силу также с 1 сентября 2023 года. До этой даты Правительству РФ поручено разработать и утвердить конкретные регламенты и требования к использованию телемедицинских технологий в этом процессе.

Обратите внимание: Набор отверток и профессиональные инструменты для СТО. Советы по выбору.

Создание единой автоматизированной системы страхования (АИС)

Третий закон направлен на цифровизацию страховой отрасли. Он предусматривает создание централизованной автоматизированной информационной системы «АИС Страхование», которая объединит данные по всем видам страхования, включая ОСАГО.

По замыслу авторов, эта система откроет для потребителей новые возможности: от заключения договоров и расчёта компенсаций в цифровом формате до доступа к собственной страховой истории. Банк России, выступающий регулятором, отмечает, что система также поспособствует развитию электронных торговых площадок и платёжных инструментов.

Одной из практических функций, которая будет реализована на базе АИС, станет автоматический контроль наличия полиса ОСАГО с помощью камер фото- и видеофиксации.

Закон вступит в силу через 90 дней после его официального опубликования. Для страховых компаний будет установлен переходный период для переноса данных в новую систему. В частности, обязанность по передаче информации по договорам ОСАГО в АИС начнёт действовать с 1 апреля 2024 года.

А если вам нужно купить полис ОСАГО, вы можете заполнить форму под этой статьей или воспользоваться ссылкой, и всего в пару кликов вы получите актуальные котировки цен от большинства страховых компаний.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: 23 декабря 2022 года Совет Федерации одобрил 3 законопроекта для водителей.