Почему дилеры не зарабатывают на китайских автомобилях: низкая маржа и сложная работа

Современный рынок китайских автомобилей в России демонстрирует парадоксальную ситуацию: несмотря на стремительный рост цен, дилерские центры практически не получают прибыли от их продаж. Давайте разберемся в причинах этого явления.

Высокие цены при минимальной прибыли для дилеров

Сегодня даже самый доступный китайский кроссовер, такой как Chery Tiggo 4 Pro, официально стартует от 1,65 млн рублей, а на практике найти его дешевле 2 миллионов практически невозможно. Аналогичная картина наблюдается у Haval и других брендов из Поднебесной. Новые марки, например Omoda, сразу выводят на рынок модели стоимостью свыше 2 млн рублей. Исключением может быть разве что лифтбек JAC J7 за 1,78 млн, но важно помнить, что всего год назад аналогичные автомобили стоили около миллиона. Парадокс в том, что при таком скачке цен дилеры не получают ожидаемой выгоды и даже работают в убыток.

Три ключевые проблемы для автодилеров

По мнению экспертов, включая председателя правления «БН-Моторс» Алексея Подщеколдина, сотрудничество с китайскими производителями сопряжено с рядом серьезных трудностей.

1. Минимальная дилерская наценка. Резкий рост цен был инициирован не ритейлерами, а самими китайскими компаниями в ответ на ослабление рубля весной. Когда курс стабилизировался, цены остались на высоком уровне. При этом разница в стоимости одной и той же модели в России и Китае может достигать 2–5 раз, что говорит о значительной наценке производителя при ввозе.

2. Высокие требования при отсутствии поддержки. Китайские бренды требуют от дилеров строгого соблюдения корпоративных стандартов в оформлении шоу-румов и сервисов, но при этом не оказывают достаточной организационной поддержки. Например, отмечаются серьезные задержки с поставками автомобилей, что создает искусственный дефицит и осложняет планирование бизнеса.

3. Недостаточный поток клиентов на сервис. Значительную часть дохода дилеры традиционно получают от гарантийного и постгарантийного обслуживания. Однако пока парк проданных китайских автомобилей в России относительно невелик, поток клиентов на ТО остается скромным, что лишает дилеров этого важного источника прибыли.

Стратегия производителей и будущее рынка

В результате дилерам иногда приходится продавать автомобили даже ниже закупочной цены, чтобы хотя бы закрыть кредитные обязательства. Такое поведение китайских производителей может быть связано с их долгосрочной стратегией. Наблюдается тенденция к отказу от классической дилерской системы в пользу прямых продаж (D2C — direct-to-consumer). Если это действительно так, то логично, что производитель не заинтересован в долгосрочных инвестициях в партнерские отношения с дилерами.

Печально, что при пересечении российской границы цены на автомобили целенаправленно увеличиваются в 2–3 раза. В связи с этим ожидать появления действительно бюджетных китайских моделей на нашем рынке в ближайшее время не стоит.

Дилеры с ностальгией вспоминают о работе с корейскими, японскими и европейскими брендами, где взаимодействие было более прозрачным и взаимовыгодным. Ситуация на рынке требует пересмотра подходов со всех сторон.

Если вам была интересна эта тема, подписывайтесь на канал и ставьте лайк — буду благодарен! Стараюсь регулярно готовить новые материалы об автомобилях, рынке и автопроме.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Оказывается, маржинальность на автомобилях из КНР минимальная.