Эволюция автомобиля — это не только появление новых удобств, но и история забытых решений, которые когда-то казались гениальными. В эпоху, когда о климат-контроле и подогреве сидений можно было только мечтать, инженеры и водители находили остроумные, а порой и весьма эксцентричные способы сделать поездку комфортнее. Давайте вспомним эти любопытные устройства, которые сегодня кажутся диковинкой.
Централизованная система смазки подвески
Владельцам первых советских «Волг» ГАЗ-21 хорошо знакома была утомительная процедура обслуживания ходовой части. Регулярная смазка шкворней и других шарниров подвески требовала заезда на яму и кропотливой работы. Чтобы упростить жизнь автомобилистам, была разработана централизованная система смазки. Под капотом размещались масляный бак и насос, а в салоне, рядом с педалями, появилась четвёртая педаль. Нажав на неё, водитель заставлял масло по системе трубок поступать к критическим узлам подвески.
Однако у этой, казалось бы, прогрессивной системы был серьёзный изъян. В сильные морозы из-за температурных деформаций металла нарушалась герметичность соединений. Масло при впрыске вытекало, покрывая детали подвески липким слоем, который мгновенно собирал на себе дорожную грязь и пыль. В итоге система создавала больше проблем, чем решала, и от неё отказались. Старый добрый ручной метод смазки оказался надёжнее.

Испарительный кондиционер: охлаждение водой
До эры хладагента фреона автопроизводители искали другие пути борьбы с жарой. Одним из простейших решений были поворотные форточки (угловые окна), создававшие направленный поток воздуха. Но настоящим технологическим ответом стал водяной кондиционер, работавший на принципе испарительного охлаждения. Этот физический процесс, при котором испаряющаяся жидкость забирает тепло из окружающего воздуха, лёг в основу системы.
В США такие устройства, где роль охлаждающего элемента играли влажные опилки, были популярны ещё в начале XX века. Автомобильная версия представляла собой два вентилируемых бака, установленных на крыше. Воздух забирался через передний воздухозаборник, проходил через увлажнённый испаритель и уже охлаждённым поступал в салон.
Первые модели работали только на ходу, используя набегающий поток воздуха. Позже появились более продвинутые версии с электрическими вентиляторами, питавшимися от бортовой сети. Главной заботой водителя был своевременный долив воды в испаритель.
Автоматические ремни безопасности
В 1980-е годы, в период активного внедрения пассивной безопасности, в США и Японии на многих моделях, включая премиум-сегмент, появились автоматические ремни. Система была призвана повысить дисциплину использования ремней. Как только пассажир садился в кресло и закрывал дверь, срабатывал электродвигатель, и трёхточечный ремень «подползал» и фиксировался на груди.
Конструкция отличалась от современной: механизм натяжения располагался справа от водителя, а верхняя точка крепления ремня двигалась по направляющей в потолке. Несмотря на инновационность, к началу 2000-х от таких систем отказались. Причина — недостаточная надёжность фиксации и плохие результаты в краш-тестах, где ремень иногда не выдерживал нагрузки.
Обратите внимание: Надо ли менять масло после зимы и раньше срока (видео).

Дворники для фар
В 1970-90-е годы, особенно на автомобилях, предназначенных для сложных климатических условий, можно было встретить фары, оснащённые миниатюрными стеклоочистителями. Эти щётки, похожие на уменьшенные копии дворников лобового стекла, должны были очищать рассеиватель фар от грязи и снега. Такое оборудование ставили не только на импортные, но и на некоторые отечественные модели, например, на «Жигули».
Со временем от этой идеи отказались. Щётки без подачи омывающей жидкости часто лишь размазывали грязь по стеклу, ухудшая световой поток. Эффективность была низкой, а надёжность конструкции оставляла желать лучшего.
Вакуумная пепельница — встроенный пылесос
Апогеем автомобильного комфорта в 1950-е годы в США можно считать вакуумную пепельницу. Это был настоящий мини-пылесос, встроенный в торпедо. Он соединялся вакуумной магистралью с баком для сбора мусора. Достаточно было поднести сигарету к специальному отверстию, и пепел, а то и небольшой окурок, мгновенно засасывался внутрь, поддерживая чистоту в салоне.
Однако и у этого гаджета нашлись недостатки. Накопившиеся в баке окурки начинали со временем неприятно пахнуть. Водителю приходилось регулярно, примерно раз в месяц, разбирать часть панели приборов, чтобы очистить контейнер. Негигиеничность и неудобство обслуживания привели к тому, что от вакуумных пепельниц вскоре отказались.
Владимир Гаврилов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Как раньше люди могли обходиться без кондиционера, обогрева сидений и прочих вещей.

