Варианты автомобилей развивались вместе с транспортными средствами. Кондиционера и прочих благ цивилизации тогда не было, зато были другие устройства, помогавшие упростить жизнь водителю и пассажирам. Что это за единицы?
Система смазки
На первой советской «Волге» ГАЗ-21 требовался регулярный впрыск шкворней и других подвижных элементов подвески. Процесс заключался в установке автомобиля на яму и тщательном распылении масла в стыки между рычагами рессоры. Для упрощения этой процедуры была разработана специальная подвеска, в которой имелась централизованная система смазки. Под капотом находились маслобак и насос, а в кабине под ногами водителя слева находилась четвертая педаль, при нажатии на которую масло через медные и резиновые патрубки разбрызгивалось в шарниры подвески.
У этой системы был существенный недостаток. В мороз из-за температурных деформаций масло вытеснялось через стыки при впрыске, и половина подвески оказывалась в смазке, на которой оседала дорожная пыль. Система не могла обеспечить достаточную герметичность нефтепроводов и поэтому была заброшена. Водителям было проще самостоятельно залезть под машину и смазать то, что требуется.
Водяной кондиционер
До появления первых кондиционеров автомобили оснащались угловыми окнами, которые поворачивались и направляли ток на водителя и пассажиров. Это позволило добиться эффективной вентиляции салона. А на американских автомобилях применялись кондиционеры воды, которые работали по принципу испарения воды.
При испарении тепло поглощается из воздуха. При этом он всегда стабилен, и чем больше воздуха проходит через зону испарения, тем сильнее он охлаждается. В США в начале прошлого века были популярны испарители, в которых для охлаждения воздуха использовались увлажненные опилки.
Кондиционер автомобиля состоял из двух вентилируемых открытых баков, установленных над крышей автомобиля. Спереди имелся воздухозаборник, через который ток шел в испаритель и в кабину.
Этот кондиционер мог работать только при движении автомобиля, но позже появились модели, которые подключались к бортовой электрической цепи и накачивали воздух вентилятором. От водителя требовалось вовремя доливать воду в испаритель.
Автоматический ремень
Во многих американских автомобилях в 80-х годах были автоматические ремни безопасности.
Обратите внимание: Надо ли менять масло после зимы и раньше срока (видео).
Как только человек садился в кресло и закрывал дверь, включался электродвигатель и по груди ползал ремень. Причем он был вполне современным, трехточечным с автоматической системой натяжения. Подобные системы устанавливались на модели премиум-класса в Японии и США. Правда, они несколько отличались от современных. Барабан самоблокировки располагался справа от места водителя, а не слева, как сейчас, а верхний конец ремня перемещался по салазкам в крыше.Система просуществовала до 2000-х годов. Она была заброшена из-за требований безопасности. Ремень не всегда плотно прилегал к кузову и плохо закреплялся в крайнем положении, что приводило к его разрыву во время краш-тестов.
Щетки на фарах
В 90-е годы на многих автомобилях можно было увидеть фары с механическими очистителями. На них были дворники, которые стряхивали грязь с фар. Такие устройства были не только на иномарках, но даже на отечественных Жигулях. Позже эта система исчезла с автомобилей, потому что щетки работали недостаточно хорошо и не удаляли грязь полностью, а только размазывали ее по фарам. Без дисков они были малоэффективны.
Вакуумная пепельница
На нескольких американских автомобилях 50-х годов стоит вакуумная пепельница. Был встроенный пылесос, который работал с вакуумной трубкой, соединенной с мусорным баком. Водитель или пассажир мог поднести сигарету к пепельнице, и пепел тут же засасывался в недра «торпеды». Пепельница может заглатывать даже окурки и мелкий мусор. Правда, водителю тогда приходилось раз в месяц залезать под центральную панель и вычищать бак окурками, которые в это время начинали вонять. Было неудобно и от вакуумной пепельницы решили отказаться.
Владимир Гаврилов
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Как раньше люди могли обходиться без кондиционера, обогрева сидений и прочих вещей.