Уникальные советские машины дошли до серийного производства, но не нашли понимания в армии

Мы привыкли видеть армейскую машину большой, бронированной и мощной. Однако практика показывает, что небольшие полноприводные модели, дешевые в производстве и неприхотливые в обслуживании, гораздо функциональнее. Именно такие автомобили разрабатывались на Волжском, Запорожском и Луцком автомобильных заводах (ВАЗ). Почему они были отвергнуты?

Транспортер переднего края

В последней четверти прошлого века господствовала концепция так называемой боевой машины командира роты. Эта универсальная машина предназначалась для выполнения оперативно-тактических задач, разведки, управления небольшими подразделениями, а также для перевозки раненых.

Такие задачи сейчас решаются с помощью высокомобильных малогабаритных колесных машин, которые можно транспортировать вертолетом. В условиях пустыни используются даже полувагоны, квадроциклы и мотоциклы.

Эксперименты с малой военной техникой начали проводить в СССР в начале 70-х годов. Согласно принятой концепции, это были полноприводные внедорожники с маломощным двигателем, открытым кузовом, малыми габаритами и высокой проходимостью.

Первые машины появились в конце 60-х как фронтовые транспортеры. Они были разработаны на Запорожском заводе (ЗАЗ). Их основной задачей был поиск раненых на поле боя, поэтому машину сделали очень низкой, как подвижную платформу. Транспортировать раненых на ЗАЗ-967 можно было на двух продольных носилках или на полу автомобиля. Машина могла плавать и разгоняться на воде до 3 км/ч за счет вращения колес.

После ряда доработок и изменений проект переднего конвейера был передан Луцкому автомобильному заводу, и под наименованием ЛуАЗ-969М автомобиль пошел в серийное производство.

Это была модификация для штабной работы в качестве машины командира роты. Всего было произведено и поступило в войска около 20 тысяч таких носителей.

Однако машина мало использовалась. Небольшого 1,2-литрового 30-сильного двигателя было недостаточно для нужд мирного времени, а конфликты на Ближнем Востоке или в Афганистане не создавали условий для эксплуатации таких машин. Небольшая часть внедорожников ЛуАЗ, поступивших в войска, пылилась на складах.

Проект «Река»

Еще одну машину-амфибию для армии разработал завод в Тольятти.

Обратите внимание: Лучше новых двух: машины, которые служат дольше 15 лет.

Проект получил название «Река» и упоминался в документации как автомобиль для рыбаков и охотников ВАЗ-2122. Минобороны СССР хотело получить небольшую, но функциональную машину по новой концепции для вооруженных сил, где возрастало значение командира роты.

«Река» была разработана на узлах будущей серии «Нивы» и весила в полтора раза меньше военного УАЗ-469. Вместо 1,6-литрового двигателя инженеры взяли упрощенный силовой агрегат объемом 1,3 литра. Среди прочего полезная нагрузка была уменьшена с 400 до 360 кг, а объем бензобака уменьшен со 120 до 80 литров.

Автомобиль получил стандартную дугу безопасности, встроенную в силовой каркас кузова, которая защищала автомобиль в случае падения. Крыша была складная, тканевая, как на внедорожниках УАЗ. Тент свернули и разместили за задними сиденьями.

В формировании ТЗ на создание автомобиля участвовали военные медики, так как автомобиль должен был перевозить и раненых. Задние сиденья складываются вперед и назад, что позволяет разместить носилки.

В 1982 году проект «Ривер» прошел испытания. Земноводных испытали на озерах под Тольятти, затем перевезли на Памирское нагорье, отправили на снег в Ухту. Сразу после этого Ниву перевезли в пески Туркмении, где изучалась пылезащита двигателя. По результатам испытаний была разработана новая тормозная жидкость, которая шла на все автомобили Lada.

Проходимость изучали на танковом полигоне в подмосковных Бронницах. В 1983 году ВАЗ-2122 доказал свою надежность и прошел государственные испытания.

Однако производство автомобиля так и не началось. В 1988 году проект был закрыт на стадии внедрения в производство. Минобороны перестала нуждаться в машине для командиров рот, и упор был сделан на бронеавтомобили и более универсальные вездеходы УАЗ. Как сказал министр обороны Дмитрий Устинов: «У меня нет денег!» для маленькой амфибии. А чтобы начать выпуск качественного жидкостного внедорожника на ВАЗе, понадобилось всего 6 миллионов рублей.

Владимир Гаврилов

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Уникальные советские машины дошли до серийного производства, но не нашли понимания в армии.