Каталитические нейтрализаторы, которые часто сокращённо называют просто катализаторами, появились на серийных автомобилях примерно пятьдесят лет назад. Толчком к их внедрению стало ужесточение экологических норм в США, инициированное Агентством по охране окружающей среды. Чтобы соответствовать новым стандартам по выбросам, автопроизводителям пришлось оснащать практически все бензиновые автомобили этими устройствами, которые устанавливаются в выхлопную систему и очищают газы перед их выходом в атмосферу.
Принцип работы основан на использовании драгоценных металлов — платины, палладия и родия, выступающих в роли катализаторов. Они ускоряют химические реакции, в результате которых вредные вещества (например, оксиды азота, угарный газ и несгоревшие углеводороды) преобразуются в более безопасные соединения — азот, воду и углекислый газ. Однако такая технология сделала автомобили дороже, а также немного снизила мощность двигателей из-за создания дополнительного сопротивления в выхлопной системе. Важно отметить, что катализатор эффективно работает только при высокой температуре — в несколько сотен градусов.

В современных автомобилях для быстрого прогрева катализаторы часто встраивают прямо в выпускной коллектор, рядом с двигателем. Это сокращает время выхода на рабочий режим и уменьшает количество вредных выбросов сразу после запуска мотора. Однако такое конструктивное решение породило и новые проблемы, связанные с перегревом и долговечностью устройства.
Причины выхода катализаторов из строя и связанные с этим риски
Со временем каталитический нейтрализатор может начать разрушаться. Причины — хронический перегрев, попадание масла в выхлопную систему или сбои в работе двигателя, приводящие к догоранию топлива уже внутри катализатора. Особенно опасна ситуация, когда керамические соты устройства, расположенного близко к двигателю, начинают крошиться. Мельчайшие частицы могут попасть обратно в цилиндры (например, через систему рециркуляции отработавших газов), вызывая абразивный износ и задиры на стенках.

На исправном автомобиле катализатор служит долгие годы, но известны случаи массовых проблем, как, например, с некоторыми моделями Hyundai в начале 2010-х. Это привело к волне обращений в автосервисы, где владельцам часто предлагали радикальное решение — физическое удаление проблемного узла. Со временем эта практика превратилась в бизнес: многие стали удалять даже исправные катализаторы, опасаясь потенциального ремонта двигателя, а автосервисы получали двойную выгоду — плату за работу и деньги от сдачи драгоценных металлов на переработку.
Ценность катализаторов: что внутри и сколько за них платят
Ажиотаж вокруг возможного разрушения катализаторов сыграл на руку недобросовестным мастерским. Они начали предлагать «бесплатное» удаление, мотивируя это увеличением мощности и снижением расхода топлива. Подвох в том, что основную прибыль сервисы получали не от работы, а от сдачи самого устройства. Внутри керамических сот содержатся драгоценные металлы: платина (около 2000 руб./г), палладий (около 3800 руб./г) и особенно дорогой родий (около 26,5 тыс. руб./г). Приёмщики определяют состав с помощью рентгеновского спектрометра и выплачивают сумму в зависимости от содержания металлов.
Стоимость бывшего в употреблении катализатора сильно варьируется. За устройства с автомобилей ВАЗа или старых иномарок, соответствующих нормам Евро-2/3, дадут несколько тысяч рублей. Наиболее ценными считаются катализаторы с японских автомобилей, особенно с праворульных моделей для внутреннего рынка Японии.

Высокая стоимость драгметаллов привела к эпидемии краж катализаторов, особенно в США, где много автомобилей с высоким клиренсом (пикапы, внедорожники). Злоумышленникам достаточно пары минут, чтобы подобраться с болгаркой и срезать ценный узел.
Обратите внимание: Разбираемся, почему запотевают стекла в автомобиле и как с этим бороться.
В ответ на это появился целый рынок специальных защитных кожухов и замков для катализаторов.Последствия езды без катализатора и ситуация в России
Работу катализатора контролирует кислородный датчик (лямбда-зонд). Если устройство удалено или неисправно, датчик фиксирует повышенную токсичность выхлопа и на приборной панели загорается ошибка «Check Engine». Новый оригинальный катализатор стоит очень дорого, что толкает владельцев на поиск альтернатив.
В России кражи катализаторов менее распространены, чем в США, но практика их удаления в сервисах массова. Особенно много автомобилей без катализаторов можно встретить среди машин такси и каршеринга. После снятия с баланса каршеринга такие автомобили часто продаются через дилеров, и новый владелец может даже не подозревать об отсутствии важного узла. Именно поэтому на многих подержанных автомобилях горит «Check Engine» — часто причина не в двигателе, а в том, что электроника «ругается» на неочищенный выхлоп.
Стоит отметить, что с 2022 года в России отменён обязательный технический осмотр для легковых автомобилей, не используемых в такси. Проверка требуется только при перерегистрации машины старше четырёх лет или при внесении изменений в конструкцию. Это упрощает жизнь владельцам машин без катализатора, но усложняет задачу покупателям подержанных автомобилей.

Что делать, если вы обнаружили отсутствие катализатора?
Если вы купили автомобиль и выяснилось, что катализатор удалён, вы имеете полное право, ссылаясь на Закон «О защите прав потребителей», потребовать возврата денег или замены автомобиля. На практике дилеры часто идут навстречу и компенсируют установку нового нейтрализатора, чтобы избежать судебных разбирательств, ведь стоимость нового оригинального узла на современные автомобили может достигать сотен тысяч рублей.
После покупки подержанного автомобиля всегда рекомендуется проводить независимую диагностику, не полагаясь только на заверения продавца о «проверке по 3000 параметров».
Альтернативы дорогому катализатору
Если устанавливать оригинальный катализатор слишком накладно, есть несколько вариантов:
1. Универсальный катализатор. Стоит значительно дешевле (несколько тысяч рублей), но его эффективность и долговечность могут быть ниже. Для установки потребуется услуги хорошего сварщика.
2. Пламегаситель (стронгер). Это не замена катализатору, а устройство, которое ставится на его место для снижения температуры выхлопных газов и защиты глушителя. Он не очищает выхлоп, но стоит дёшево (от нескольких сотен рублей). Однако после его установки обязательно потребуется или перепрошить блок управления двигателем, или установить «обманку» на кислородный датчик, чтобы избежать постоянной ошибки «Check Engine».
Советы владельцам
Если в вашем автомобиле катализатор ещё на месте, но вы беспокоитесь о его состоянии, не спешите его удалять. Обратитесь в сервис для диагностики с помощью эндоскопа — этот прибор позволяет визуально оценить состояние как самого катализатора, так и цилиндров двигателя. Если проблем нет, лучше оставить систему как есть. Удаление катализатора не только снижает стоимость автомобиля при дальнейшей продаже, но и увеличивает вредные выбросы, загрязняя окружающую среду.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Разбираемся, чем автомобильные каталитические нейтрализаторы так интересуют воров и причем тут автосервис.
