Разбираемся, чем автомобильные каталитические нейтрализаторы так интересуют воров и причем тут автосервис

Каталитические нейтрализаторы (часто называемые каталитическими нейтрализаторами) начали устанавливать на серийные автомобили около полувека назад, когда в США началась волна ужесточения норм экономии для автопроизводителей. Инициатива Агентства по охране окружающей среды США по сокращению выбросов стала новой мишенью для американских автомобильных компаний, которые в первой половине 1970-х годов начали устанавливать в выхлопных системах новых автомобилей устройства для очистки выхлопных газов из двигателя до того, как они покинут форсунки автомобиля.

Конечно, чтобы соответствовать новым экологическим нормам, автопроизводителям пришлось дышать: весь модельный ряд, бесчисленное количество модификаций с разными двигателями – по сути, все выпускаемые автомобили с бензиновыми двигателями должны были быть дооснащены катализаторами с дорогими драгоценными металлами, что действуют как каталитические вещества. Они ускоряют химические процессы за счет нейтрализации вредных примесей и удаления несгоревших остатков топлива, оставляя в выхлопных газах только азот, воду, углекислый газ и кислород.

Из-за этого автомобили стали более дорогими в производстве, а мощность двигателей, выхлопные газы которых на выходе теперь сталкиваются с новыми «фильтрами» и не могут так же быстро покинуть выхлопную систему, снизилась. При этом катализатор начинает эффективно очищать выхлопные газы только при прогретом двигателе – рабочая температура устройства может достигать нескольких сотен градусов.

В последние годы автопроизводители стали встраивать каталитические нейтрализаторы в выпускные коллекторы рядом с двигателем — каталитический нейтрализатор еще больше нагревается в выхлопной трубе, поэтому инженеры переместили блок ближе к горячему двигателю, чтобы сократить время, необходимое для достижения рабочей температуры и, как следствие, количество вредных выбросов и несгоревшего топлива, выбрасываемого после запуска бензинового агрегата. Однако такое соседство стало приводить к непредвиденным трудностям, к которым инженеры оказались не готовы.

Почему катализаторы начали считать опасными?

С возрастом катализатор может начать разрушаться из-за перегрева выпускного коллектора, выгорания топливной смеси в ячейках, а не в цилиндрах двигателя, а также из-за попадания в них масла. В процессе разрушения катализатор, находящийся возле двигателя, начинает крошиться – тогда частицы рискуют попасть в цилиндры (например, через систему рециркуляции отработавших газов), ускоряя износ и в итоге образуя царапины.

На исправном автомобиле каталитический нейтрализатор может без проблем работать годами, но в первой половине 2010-х несколько моделей массового сегмента корейской компании Hyundai начали страдать от разрушающихся каталитических нейтрализаторов, что приводило к выходу двигателя из строя. Владельцы автомобилей с риском выхода из строя катализатора стали обращаться в автосервисы, которые предложили радикальное решение – вырезание проблемных узлов, оставив выхлопные системы без узлов очистки.

Чиновники были не против помочь автолюбителям, решившим перестраховаться: многие автовладельцы стали просить вырезать абсолютно исправный катализатор, опасаясь столкнуться с износом цилиндров. Громкие страшилки о порче катализаторов оказались на руку автосервисам, которые сдавали нарезанные узлы на переработку и получали хорошее вознаграждение за драгметаллы в сотах.

Сколько стоят катализаторы?

Истории издевательств в цилиндрах несколько лет назад создали настоящую истерию, которой поспешили воспользоваться недобросовестные чиновники. Многие стали предлагать удалить катализатор совершенно бесплатно, мол, без него мощность двигателя возрастет, ну и расход топлива конечно уменьшится - и если не знать, в чем подвох, то может сложиться впечатление, что автосервисы начали заниматься благотворительностью на благо общества. За вырезанные катализаторы действительно получали неплохие суммы, которые в несколько раз компенсировали бесплатный труд.

А металлы в нейтрализаторах действительно драгоценные: платина (2000 руб./грамм), палладий (3800 руб./г) и родий (26,5 тыс.руб./грамм). Суммы платежей определяются фирмами, занимающимися обработкой этих узлов. Для этого они используют рентгеновский спектрометр, определяющий содержание драгоценных металлов после шлифовки керамического корпуса.

АвтоВАЗ использует в своих автомобилях самые дешевые катализаторы — при переработке за них дадут всего несколько тысяч рублей. Примерно в этом же ценовом диапазоне каталитические нейтрализаторы старых иномарок, двигатели которых, как и новые, соответствовали нормам Евро-2 или Евро-3. А больше всего ценятся японские конвертеры, и считается, что самое щедрое содержание драгоценных металлов якобы в праворульных автомобилях для внутреннего рынка.

Несколько лет назад кражи каталитических нейтрализаторов с автомобилей стали принимать в США устрашающие масштабы. Американские дороги забиты пикапами и рамными внедорожниками с высоким клиренсом, срезать ценные узлы которых — дело пары минут.

Обратите внимание: Разбираемся, почему запотевают стекла в автомобиле и как с этим бороться.

Злоумышленники поднимают автомобиль домкратом или просто забираются под него болгаркой и часто умудряются незаметно ускользнуть.

Можно ли ездить на машине без катализатора?

За работой катализатора следит датчик кислорода непосредственно за ним, определяющий уровень токсичности выхлопов. Если каталитический нейтрализатор неисправен или просто вырезан, датчик фиксирует его низкую эффективность и отправляет на приборную панель ошибку «проверьте двигатель». А покупка нового нейтрализатора – удовольствие недешевое, поэтому в последние годы в США появились компании, уже успевшие разбогатеть на производстве специальных замков для каталитических нейтрализаторов.

В нашей стране это явление менее распространено, но по дорогам России тоже ездит много автомобилей с вырезом каталитического нейтрализатора. Их особенно много в такси, а также в каршеринге – с этих машин проще всего удалить катализаторы, особенно когда любой, кто установил на свой смартфон приложение сервиса краткосрочной аренды, может обеспечить себе время наедине с автомобилем.

Отчасти поэтому в автобазах так много автомобилей с ошибками "check engine" на приборной панели - если с самим двигателем все в порядке, то датчики автомобиля, скорее всего, ругаются на грязный выхлоп.

При этом отсутствие катализатора на практике уже не может быть поводом для поездки в сервис, особенно после прерывания контроля. Напомним, что с начала этого года по закону требуется проверять техническое состояние легковых автомобилей и мотоциклов, не задействованных в пассажирских перевозках, только при перерегистрации (и только если транспортное средство старше четырех лет), а также при внесении изменений в конструкцию. Однако автомобили, побывавшие в каршеринге, например, в крупных городах, после снятия фирменных наклеек и комплексов телеметрии через дилеров продаются целыми партиями, новые владельцы часто покупают без катализаторов, и даже не подозревают об их отсутствии.

Что делать, если вы купили машину без катализатора?

В таких случаях покупатель автомобиля без катализатора имеет право вернуть автомобиль, согласно закону «О защите прав потребителей», и получить взамен либо деньги, либо аналогичную модель. Но чаще всего в таких ситуациях дилеры идут навстречу, не желая ввязываться в судебные тяжбы, и компенсируют покупку нового каталитического нейтрализатора, которая на новых и малоподержанных автомобилях зачастую шестизначная.

Тем не менее, после покупки подержанного автомобиля лучше самостоятельно проверить техническое состояние. Хотя дилер напыщенно рассказывает о проверке компанией каждой выставленной на продажу машины за три тысячи баллов.

Если катализатора в машине нет, а отдать за новый почти сто тысяч рублей жалко, то есть альтернатива. В продаже можно найти универсальные катализаторы – они стоят всего несколько тысяч рублей, но эффективность их изучена не очень хорошо, и, к сожалению, нет уверенности в их долговечности и страховке от их грядущей гибели. Но для их установки, кроме всего прочего, нужно искать опытного сварщика, который сделает качественный сварной шов – его услуги также будут стоить денег.

Отдельно стоит упомянуть пламегаситель, который без катализатора подвергает выхлопную систему риску прогорания. Он смешивает выхлопные газы из разных цилиндров и снижает температуру. Вместо каталитических нейтрализаторов часто устанавливают пламегасители, но они никак не влияют на токсичность выхлопа. Но и пламегасители вполне доступны – их цены начинаются от нескольких сотен рублей.

Хотя вместе с установкой пламегасителя крайне желательно позаботиться о перепрошивке блока управления двигателем или установить специальную «обманку» для кислородного датчика, чтобы он не воспринимал грязный выхлоп как неисправность.

И если в вашей машине катализатор еще на месте, но вы опасаетесь, что он разрушится и начнет царапать цилиндры пылью, то не спешите его удалять - сначала обратитесь в автосервис и попросите оценить их состояние с помощью эндоскоп. С его помощью можно проверить не только цилиндры, но и сам каталитический нейтрализатор. Если с ними все в порядке и других причин для беспокойства нет, то нет необходимости вырезать катализатор, тем самым снижая стоимость автомобиля при последующих продажах и загрязняя воздух вредными примесями.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Разбираемся, чем автомобильные каталитические нейтрализаторы так интересуют воров и причем тут автосервис.