Ошибки водителя
Бывает, что только из-за неправильного использования педали газа и неправильного выбора передачи расход топлива увеличивается на треть.
Если, например, водитель длительное время держит двигатель на высоких оборотах и чередует быстрые ускорения и сильные торможения, расход топлива будет во много раз больше, чем при ровном холостом ходу. Даже простой автомобиль с двигателем 1,6 л при спортивном стиле вождения может потреблять 20-30 литров бензина на 100 км.
Правильное вождение может помочь сэкономить много топлива. В первую очередь водитель должен стараться не поднимать стрелку тахометра выше 3000 тысяч оборотов, а прямолинейное движение и переключение передач выполнять на 2000-2500 оборотах. Для этого на автомобиле с МКПП уже на 50 км/ч нужно включить высшую передачу и постараться плавно разгоняться и тормозить. Тогда расход топлива приблизится к расчетным значениям, указанным в технических характеристиках автомобиля.
В целом европейский цикл измерения расхода топлива предполагает плавный разгон до 100 км/ч примерно за 20 секунд.
На автомобилях с автоматической коробкой передач проще сэкономить. Там за водителя все действия выполняет автоматика. От человека требуется лишь отказаться от активного разгона и двигаться плавно, без рывков. При этом обычный 4-цилиндровый агрегат будет потреблять около 8 литров в городском цикле и около 6-7 литров в загородном цикле.
Поездки зимой
Вы должны быть готовы к тому, что зимой расход топлива увеличивается из-за повышения сопротивления зимних шин и из-за общего сопротивления дорожного покрытия. Если поездки совершаются по мягкому снегу или по слякоти, требуется больше энергии для преодоления сопротивления, из-за этого приходится сильнее давить на газ.
Прогревание в морозы
Еще одна причина – низкая температура воздуха. В мороз и мороз автомобиль начинает потреблять больше топлива, ведь холодный пуск всегда связан с изменением пропорций смеси. Чем холоднее погода, тем больше топлива требуется для эффективного запуска двигателя. Затем по мере нагрева электронный впрыск корректирует пропорции смеси до идеальных значений. Но в первые минуты после холодного пуска машина расходует больше топлива, потому что смесь слишком богатая. Это неудивительно, и по мере прогрева двигателя форсунка будет регулировать соотношение воздуха и топлива для достижения идеальной стехиометрической смеси.
Стехиометрическая смесь
Инжектор автомобиля имеет электронное управление и работает по нескольким алгоритмам, в зависимости от поступающей информации от датчиков. Для активной езды под большой нагрузкой или для работы на холостом ходу готовится идеальная смесь, которую называют стехиометрической.
Дело в том, что бензин или дизель не могут гореть без воздуха. Кислород является окислителем, и его количество напрямую влияет как на температуру горения, так и на время горения. При небольшом избытке воздуха смесь быстрее воспламеняется и сгорает при более высокой температуре, что нежелательно для двигателя, так как есть риск образования нагара. Если количество воздуха продолжает увеличиваться, а бензина уменьшаться, двигатель начнет работать через равные промежутки времени.Такая смесь называется обедненной.
При недостатке воздуха и избытке бензина топливо сгорает с меньшими затратами энергии и тепла, что может привести к тому, что топливо оставит после себя вредные продукты сгорания, которые затем сгорают в каталитическом нейтрализаторе или загрязняют цилиндры отложениями серы.
Идеальные пропорции
Стехиометрическая смесь – это смесь, обеспечивающая полное сгорание топлива без появления побочных продуктов, исходя из расчетной температуры и времени горения. В идеальных условиях оно приближается к пропорции 14,7/1. Это означает, что для эффективного сгорания одной части бензина требуется 14,7 части воздуха. Но идеальные условия соблюдаются не всегда, из-за чего смесь постоянно корректируется в зависимости от условий, нагрузок и температур.
В тот момент, когда форсунка перестает готовить правильную топливную смесь, двигатель имеет проблемы, и расход топлива может увеличитьсяПовреждения электронных датчиков
За данные блока управления двигателем (ЭБУ) отвечает несколько датчиков, без которых невозможно представить правильную работу форсунки. Воздух всасывается в систему снаружи, проходит через фильтр и поступает на впуск. На подходе датчик массового расхода воздуха (MAF) и датчик температуры, позволяющий оценить плотность воздуха и количество кислорода.
Следующим в системе является датчик угла поворота дроссельной заслонки, за которым следует датчик давления во впускном коллекторе. ЭБУ использует поступающую информацию и сравнивает ее с данными датчика вращения коленчатого вала, который фиксирует частоту вращения двигателя и нагрузку.
На основании всего этого форсунка корректирует смесь.
Если один из датчиков начинает выдавать ложные данные, система опрашивает электронику и выявляет код неисправности, после чего на панели приборов Check Engine загорается предупреждение. В этом случае электроника переключает систему впрыска на среднюю программу, что может увеличить расход топлива.
Старые свечи или катушки зажигания
Неисправности в системе зажигания также влияют на расход. Старые свечи зажигания, а также неисправные катушки могут стать причиной пропусков зажигания в цилиндрах, из-за чего мощность двигателя падает и водителю приходится увеличивать скорость, чтобы преодолеть возникающие вибрации. Поэтому если двигатель «троит», то ждите увеличения расхода бензина.
Повреждения системы выпуска
Если в машине забит катализатор или есть повреждения патрубков, заклинило глушитель или резонаторную банку, расход тоже увеличивается. При этом нарушается отток выхлопных газов, что снижает мощность двигателя и водителю приходится давить на газ, чтобы машина ехала быстрее.
Вы можете диагностировать эти повреждения с помощью манометра, который измеряет противодавление в выхлопе. Он устанавливается вместо первого лямбда-зонда. Противодавление даже при высоких оборотах двигателя не должно превышать 0,3 бар.
Некачественный или грязный воздушный фильтр
Бензин машина подъедает и из-за штатного воздушного фильтра. Сейчас на рынке много некачественной продукции. Вместимости фильтрующих ячеек может быть недостаточно, из-за чего в систему впуска не поступает необходимое количество воздуха.
Кроме того, фильтр может загрязниться. Если водитель управлял автомобилем летом в условиях с повышенной запыленностью, в фильтре скапливается мелкий песок, тополиный пух, пыльца и другая грязь. Зимой добавляется химическая пленка из солей, которая превращает мусор в непреодолимую корку. И если водитель вовремя не поменяет фильтр, двигатель будет испытывать нехватку воздуха, что повысит расход топлива.
Детонации в двигателе
Еще одна причина резкого увеличения расхода – детонация в двигателе. Эти процессы происходят из-за низкооктанового топлива, на которое двигатель не рассчитан. Однако вместо дорогого АИ-95 многие водители стараются залить дешевый АИ-92. В результате под нагрузкой внутри камер сгорания происходят разрушительные процессы.
Детонация – это процесс преждевременного воспламенения топлива, когда поршень еще не достиг верхней мертвой точки. Сжатая поршнем смесь может взорваться без искры от свечи из-за повышения давления и температуры. Причем очаг возгорания может располагаться сбоку от облака или даже в нескольких местах. Так внутри камеры сгорания возникают разнонаправленные волны, которые пересекаются между собой и вызывают колебания поршня и его резкое торможение. Юбка поршня ударяется о стенки цилиндра, вызывая царапины и мелкие царапины, которые вызывают звенящий звук в двигателе.
Если водитель не обратит на них внимания и продолжит давить на газ, мощность автомобиля резко упадет, а двигатель начнет работать через равные промежутки времени. Чем сильнее детонация, тем выше температура в камерах сгорания. Есть риск расплавления части поршня, прогорания клапанов и появления колец. Все это приводит к серьезному ремонту.
Поломка датчика детонаций
Детонации могут возникать не только из-за низкооктанового бензина, но и из-за поломки датчика детонации. Современные автомобили в основном рассчитаны на дорогой вид топлива. Как правило, это АИ-98. Затем в блок управления двигателем вводятся программы, которые при первых же позывах неровно вспыхнуть корректируют угол зажигания и не дают двигателю выйти на разрушительные режимы работы. Таким образом, мощность двигателя снижается. Но при повреждении датчика настройки падают до средних значений, при которых детонации подавляются, но увеличивается расход топлива.
Утечки бензина
Повышение расхода топлива может быть и из-за банальных механических повреждений. Например, течет топливный шланг, и бензин выливается на асфальт. Утечки топлива могут быть как внутри моторного отсека, так и в районе топливного насоса. В обоих случаях присутствует сильный запах топлива.
Подтормаживание колес
Чрезмерное потребление приводит к повреждению тормозных механизмов. Если заклинило задние ролики, ослабла пружина или закис трос ручника, колодки начинают тереться о барабан и тормозить машину. Водитель чувствует замедление и борется с ним педалью газа. При этом барабаны будут нагреваться, а тепло будет уходить на обода. Если задние колеса необычно горячие после поездки, виноваты тормоза. Если блок заклинит с одной стороны, автомобиль будет ощущаться боком.
Перегрузка также происходит из-за полуспущенных шин. Если колеса потеряли половину давления, площадь контакта увеличивается, что увеличивает сопротивление качению. Расход может увеличиться на пару литров.
Заключение
Вообще, рост расхода топлива – процесс настолько многогранный, что без диагностического оборудования в нем сложно разобраться. К счастью, сейчас продаются портативные устройства, способные работать со смартфоном и подключаться к центральной шине автомобиля. С их помощью можно провести предварительную диагностику автомобиля и его оборудования.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Случается, что автомобиль начинает потреблять гораздо больше топлива чем раньше.