![]()
В российском законодательстве может произойти существенное ужесточение наказания за управление автомобилем без полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Согласно новой законодательной инициативе, штраф за это нарушение предлагается увеличить в шесть раз — с нынешних 800 рублей до 5000 рублей.
История вопроса и мотивы ужесточения
Идея повысить штрафы за езду без «автогражданки» обсуждается не первый год. Еще в 2018 году депутат Госдумы Сергей Вострецов выступал с аналогичным предложением. Основной аргумент сторонников ужесточения заключается в том, что текущий размер штрафа (800 рублей, а при оплате в первые 20 дней — 400 рублей) зачастую оказывается ниже стоимости годового полиса ОСАГО. Это создает экономический стимул для некоторых водителей сознательно игнорировать требование закона, предпочитая периодически платить невысокий штраф. Ситуацию усугубляет и сокращение численности сотрудников ДПС на дорогах, что снижает вероятность быть пойманным.
Конкретные предложения по новым штрафам
В декабре 2022 года «Парламентская газета» сообщила о новой инициативе, поступившей от депутатов из Санкт-Петербурга. Они предлагают дифференцированный подход к наказаниям:
- За отсутствие полиса при себе или управление автомобилем, не вписанным в страховку: штраф от 500 до 3000 рублей.
- За полное отсутствие действующего договора ОСАГО: штраф от 800 до 5000 рублей, что и является шестикратным увеличением максимального наказания.
Обратите внимание: Должникам по штрафам и алиментам запретят продавать авто.
Мнения и критика в Госдуме
Хотя в целом идея повышения штрафов находит поддержку в парламенте, многие депутаты указывают на системные проблемы, которые необходимо решить в первую очередь. Ключевое условие — обеспечение реальной возможности для любого водителя беспрепятственно купить полис ОСАГО по адекватной цене.
Так, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин отмечает, что тарифы страховых компаний и так завышены, а государство не регулирует эту ситуацию. Он считает логичным сначала навести порядок на страховом рынке, а уже потом ужесточать санкции.
Первый заместитель председателя комитета по транспорту Павел Федяев напомнил, что аналогичный законопроект уже отклонялся в 2018 году, отчасти из-за сложностей с оформлением полисов в переходный на онлайн-системы период. Сейчас, по его мнению, технические проблемы в основном решены, однако тысячи автовладельцев все равно ездят без страховки не только из-за маленького штрафа, но и из-за сохраняющихся бюрократических барьеров при покупке полиса.
Федяев предлагает альтернативный путь: не повышать сумму штрафа, а сделать его неотвратимым. Для этого необходимо наладить работу автоматизированной системы, которая с помощью дорожных камер будет в режиме реального времени проверять наличие полиса ОСАГО по государственному номеру автомобиля и выписывать штрафы автоматически. Такой подход, по его словам, даст больший эффект для повышения дисциплины.
Технологическое решение для контроля
Подтверждение этому подходу дал Александр Холодов, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по безопасности. Он сообщил, что в России действительно ведется разработка и доработка автоматизированной системы. Ее внедрение позволит камерам фотовидеофиксации автоматически сверяться с базой данных страховых полисов и выявлять нарушителей. После запуска такой системы штрафы будут приходить владельцам автомобилей без действующего ОСАГО так же регулярно, как и за превышение скорости.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Штраф за езду без полиса ОСАГО предложили увеличить в 6 раз - до 5000 рублей.
