Декабрьская повестка Госдумы: ключевые законопроекты для водителей

Декабрь 2022 года обещает быть насыщенным для автомобилистов с законодательной точки зрения. Государственная Дума запланировала к рассмотрению ряд важных инициатив, которые могут существенно изменить правила дорожного движения, страхования и перевозок. Давайте подробно разберем, какие изменения ожидают водителей и как они могут повлиять на повседневную жизнь.

Цифровизация страхования: создание АИС

Одним из ключевых вопросов в повестке является переход на централизованную систему хранения данных по страхованию. Законопроект о создании автоматизированной информационной системы (АИС) страхования, принятый в первом чтении еще в марте, готовится ко второму чтению 6 декабря. Новая система призвана полностью перевести страховые услуги в цифровой формат — от оформления полиса до урегулирования убытков. Это позволит клиентам в режиме онлайн отслеживать свою страховую историю, а страховым компаниям — на основе полных данных точнее оценивать риски и формировать индивидуальные тарифы. Кроме того, на базе АИС планируется внедрить автоматический контроль наличия полисов ОСАГО с помощью камер фото- и видеофиксации.

Медицинские ограничения и водительские права

Серьезные изменения могут коснуться процедуры лишения прав по медицинским показаниям. Законопроект, одобренный в первом чтении 16 ноября, предполагает создание единой информационной системы для взаимодействия МВД и Минздрава. Если у водителя при любом обращении к врачу (будь то диспансеризация, плановый осмотр или лечение) выявят заболевание, являющееся противопоказанием к вождению, эта информация автоматически поступит в базу. В таком случае действие прав и медицинской справки приостанавливается, а водитель направляется на внеочередное освидетельствование. В зависимости от его результатов права могут быть полностью аннулированы, возвращены или выданы с ограничениями (например, только для управления автомобилем с автоматической коробкой передач или в очках). Замечания к документу принимаются до 15 декабря.

Социальные инициативы: защита инвалидов и детей

Депутаты также работают над рядом социально значимых поправок. Одна из них запрещает высаживать из общественного транспорта инвалидов I группы, путешествующих без сопровождения, даже при отсутствии у них билета или социальной карты. Другая инициатива касается отмены штрафа за перевозку детей-инвалидов в возрасте до 11 лет без автокресла, если их физиологические особенности не позволяют использовать удерживающее устройство. В настоящее время за такое нарушение предусмотрен штраф в 3000 рублей, и законопроект призван устранить эту несправедливость.

Обновление правил для водителей и перевозчиков

Новые требования к получению прав

Пакет поправок, принятый в первом чтении 16 ноября, ужесточает правила для будущих водителей автобусов (категории D). Для получения прав на управление автобусом теперь потребуется не менее года стажа вождения транспортных средств других категорий. Также планируется ограничить срок действия иностранных прав после получения российского гражданства или вида на жительство 12 месяцами, а для обмена прав на категории, связанные с грузовиками и автобусами, может потребоваться дополнительное обучение. Для лиц, лишенных прав за вождение в нетрезвом виде, предлагается ввести запрет на сдачу экзаменов и получение новых прав до окончания срока административного наказания (обычно это 1 год).

Реформа такси

Обширный законопроект о такси, охватывающий 112 страниц, готовится ко второму чтению. Он предполагает создание единых государственных реестров перевозчиков, автомобилей и агрегаторов, введение солидарной ответственности за качество услуг, а также установку в машины такси датчиков усталости водителя. Для самих водителей такси могут быть введены требования к стажу (от 3 лет) и запрет на работу при наличии неоплаченных штрафов. Основные положения закона, в случае его принятия, вступят в силу с 1 марта 2023 года.

Смягчение правил для бизнеса

«Нештрафуемый» негабарит

Для грузоперевозчиков готовится важное послабление. Законопроект, одобренный в первом чтении 24 ноября, предлагает установить «допуск» в 10 сантиметров при превышении габаритов транспортного средства. Инициатива связана с тем, что тенты грузовиков могут незначительно надуваться во время движения, что формально является нарушением, но не влияет на безопасность. Сейчас даже за такое минимальное превышение предусмотрен крупный штраф, который может достигать 150 тысяч рублей. Поправки призваны исключить такие случаи из-под действия санкций.

Бесплатный проезд для школьных автобусов

Еще одна инициатива, поддержанная Минтрансом, предлагает освободить от платы за проезд по платным дорогам школьные автобусы и транспорт, осуществляющий организованную перевозку групп детей. Аналогичные льготы уже действуют для машин экстренных служб, почты и рейсовых автобусов. Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано на 14 декабря.

Таким образом, декабрьская законодательная повестка затрагивает широкий спектр вопросов — от цифровизации страхового рынка и ужесточения медицинского контроля до социальной защиты и поддержки бизнеса. Большинство из рассмотренных законопроектов находятся на финальной стадии обсуждения, и их принятие может произойти в ближайшее время.

Обратите внимание: Какие уникальные авто можно встретить на свалках Гонконга.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Какие законопроекты для водителей планируют рассмотреть в Госдуме в декабре 2022 года.