Легендарные микроавтобусы соцлагеря: от РАФа до «Старта»

РАФ-2203 «Латвия»: Элегантный символ эпохи

Для жителей СССР, особенно в 80-е и 90-е годы, узнаваемым элементом городского пейзажа был изящный микроавтобус Рижского автобусного завода. Чаще всего его можно было увидеть в фирменной ярко-синей окраске с белыми полосами. Эта модель, известная как «Рафик», базировалась на агрегатах легендарной «Волги» ГАЗ-24 и служила верой и правдой в самых разных сферах.

За время своего долгого производства (1975-1997) «Рафик» стал настоящим универсалом. Он работал маршрутным такси, служил машиной скорой помощи, экспортировался в теплые страны и даже использовался ГАИ. Особой страницей в его истории стало участие в Олимпиаде-80 в Москве, где специальные версии микроавтобуса выполняли почетные миссии.

Так, модель РАФ-2907 удостоилась чести сопровождать олимпийский огонь. Другие модификации, такие как двухместный 2909, обеспечивали поддержку велогонщиков, а судьи передвигались на электромобиле РАФ-2910. Интересно, что тема электрификации разрабатывалась на заводе еще в 70-е годы, когда был создан переднеприводный прототип 2204 с электродвигателем, разгонявшийся до 70 км/ч.

Barkas B1000: Немецкий долгожитель

Совсем другую историю имеет микроавтобус Barkas B1000 из Восточной Германии. Этот настоящий долгожитель сходил с конвейера с 1961 по 1991 год и выделялся гармоничным дизайном и прогрессивной для своего времени конструкцией. В отличие от классической компоновки РАФа, «Баркас» был переднеприводным и имел независимую торсионную подвеску.

Несмотря на довольно компактные размеры (длина около 4,6 метра), автомобиль обладал вместительным грузовым отсеком с низким полом. На его базе было создано множество модификаций: от цельнометаллических фургонов и шасси до машин скорой помощи и пожарных автомобилей.

Главным недостатком модели долгое время считался маломощный двигатель. Изначально это был 28-сильный трехцилиндровый двухтактный мотор от легкового Wartburg-311, позже замененный на 42-сильный агрегат. Интересно, что в конце 60-х был построен опытный образец с двигателем от «Москвича-412», но серийным он так и не стал из-за проблем с поставками агрегатов.

Nysa: Польская рабочая лошадка

Польский микроавтобус Nysa от завода ZSD стал одним из самых долгоживущих в соцлагере: его производство началось в 1957 году и продолжалось почти до середины 1990-х. Как это часто бывало в то время, конструкторы использовали доступные агрегаты, поэтому «Ныса» делила силовой агрегат с лицензионной копией «Победы» — автомобилем Warszawa.

Простая и надежная машина пользовалась спросом не только в странах соцлагеря (СССР, ГДР, Чехословакия, Венгрия), но и экспортировалась в Турцию, на Кубу и в некоторые страны Юго-Восточной Азии. В СССР были особенно распространены модели Nysa M521 и M522.

Żuk: Польский «Жук» с варшавским сердцем

Еще один польский фургон, Żuk (в переводе «Жук»), выпускался на заводе в Люблине с 1959 по 1998 год. Свое необычное название он получил благодаря полосатой окраске первого прототипа, напоминавшей колорадского жука. Как и «Ныса», «Жук» оснащался двигателем и коробкой передач от автомобиля Warszawa.

Эта универсальная платформа послужила основой для множества модификаций: цельнометаллических фургонов, грузовиков с бортовой платформой, а также различной специальной техники. За почти 40 лет производства было выпущено около 587 тысяч этих автомобилей.

«Старт»: Советская мечта о стиле

Одним из самых необычных и редких микроавтобусов того времени был «Старт». Его разработали не на крупном автозаводе, а на Северодонецкой авторемонтной базе (САРБ) совместно с объединением «Стеклопластик» в начале 60-х годов. Дизайн автомобиля был вдохновлен американским аэрокосмическим стилем, и он настолько старался походить на большой седан, что даже обзавелся собственным багажником, из-за чего казался составным.

Габариты у «Старта» были внушительные — около 5,5 метров в длину. Первые экземпляры создавались как туристические автодома: в салоне располагались три дивана и тумба для мытья посуды, а в багажнике была встроена раковина. Конструктивно автомобиль использовал агрегаты от «Волги» ГАЗ-21, но его главной особенностью был кузов из стеклопластика, установленный на сварной раме.

Сложность производства таких кузовов и проблемы с устойчивостью материала к перепадам температур не позволили наладить массовый выпуск. «Старт» кочевал по разным предприятиям, а его финальная серия, выпускавшаяся Донецкой автобазой, получила название «Донбасс». По разным оценкам, всего было собрано немногим более 150 экземпляров этого уникального микроавтобуса.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В годы СССР в автопроме сложилась парадоксальная ситуация.