Замена лампочек накаливания — одна из самых простых задач по техническому обслуживанию, которые водители могут выполнить самостоятельно. В руководстве по эксплуатации автомобиля подробно описан процесс установки новых ламп. Но это правило касается в основном бюджетных моделей автомобилей, которые часто обслуживаются в доступных мастерских или личных мастерских. Автомобили премиум-класса с современными системами фар уже рассчитаны на работу квалифицированных мастеров. Поэтому, если владелец автомобиля премиум-класса вдруг решит произвести операцию по замене лампы, которая на его «десятке» заняла несколько минут, то в случае с Audi или BMW можно столкнуться с рядом сюрпризов.
Как работает галогенная фара?
Существует несколько типов фар. Наиболее распространены галогеновые, где работают дешевые лампы с вольфрамовой нитью накаливания. Основное их отличие от обычных бытовых в том, что стеклянная колба заполнена буферным газом-галогеном, содержащим пары брома или йода, вступающим в циклические химические реакции с молекулами вольфрама.
При температуре около 3000 градусов вольфрамовая спираль начинает выделять молекулы, которые вырываются из кристаллической решетки и соединяются с молекулами газа, образуя галогениды, то есть неустойчивые соединения без примесей кислорода. При циркуляции они возвращаются в спираль, нагреваются до 2500-3000 градусов и снова распадаются, а молекулы вольфрама соединяются с нитью накала и восстанавливают структуру. Таким образом достигается высокая продолжительность работы, даже если неравномерная вытяжка со временем приводит к истончению отдельных участков нити, которые затем перегорают.
Галогенные лампы доступны по цене, не требуют сложного дополнительного оборудования и сложной оптики, могут быть заменены самим водителем.
Как работают ксеноновые фары?
Ксеноновые лампы — это другой тип автомобильных фар. Они получили широкое распространение в 2000-х годах и сейчас часто встречаются на подержанных автомобилях, продаваемых на вторичном рынке. До этого ксеноновые лампы использовались в кинопроекторах и проекторах и впервые были применены в автомобильной промышленности в 1991 году.
Ксеноновая лампа похожа на галогенную и имеет примерно такие же размеры, но принцип работы совершенно другой. Внутри стеклянной колбы под высоким давлением находятся инертные газы, состоящие из ксенона и солей металлов. Давление газа в колбе очень высокое и на некоторых моделях достигает 25 атм. Вместо вольфрамовой дуги здесь два электрода, между которыми образуется электрическая дуга, вызывающая свечение газа. Это свечение создает основное излучение.
Для зажигания дуги между электродами необходимо подать на электроды высокое напряжение примерно 25 000 В, что требует дополнительного оборудования, а точнее так называемого блока розжига.
Как работает светодиодная фара?
Светодиодные фары — самые современные фары. Они работают на эффекте испускания световых фотонов из полупроводника при их прохождении через электронно-дырочный переход.
В автомобилях светодиоды используются в так называемых матричных фарах, которые используют сложную систему передатчиков, контроллеров и интеллектуальных модулей, освещающих разные участки дороги. Их ремонт и замена источников света осуществляется только квалифицированными мастерами.
Как поменять галогенную лампочку?
Галогенки меняются проще всего. Меняйте лампы самостоятельно – это можно сделать без дополнительных инструментов. Водитель должен открыть капот и осмотреть заднюю часть фар. Фары ближнего или дальнего света закрыты сзади резиновыми уплотнителями или пластиковыми крышками. На многих иномарках лампы ближнего света удерживаются на защелках. Например, на Фольксваген Гольф 7 приходится просовывать пальцы внутрь фары и откручивать блок лампы. Обычно он поворачивается против часовой стрелки и выдвигается вместе с лампой.
На Lada Vesta порядок немного другой:
- Сначала нужно отсоединить колодку с проводами от лампы;
- Выньте усики пружинного держателя из пазов;
- Выньте лампу.
Затем в кронштейн вставляется новая лампа ближнего света, а блок вставляется обратно в фару.
При этом необходимо помнить, что не рекомендуется касаться лампы руками за колбу, иначе жирные пятна, оставшиеся на стекле, быстро пожелтеют и препятствуют прохождению света. На дороге будут видны темные пятна.
Замена из-под колеса
На некоторых моделях автомобилей фары расположены так, что добраться до задней части сложно. Его толкают сзади различные системы автомобиля. Иногда он находится рядом с воздуховодом системы впуска, корпусом воздушного фильтра или бачком омывателя. Поэтому некоторые умельцы, чтобы упростить доступ, снимают колесо и подкрылок и добираются до задней части фары через колесную арку.
Точно так же меняются лампочки и на некоторых моделях БМВ, у которых даже была технологическая ниша в арке, закрывающаяся пристегивающимся люком. Для замены лампы ближнего света автомобиль необходимо вывесить на подъемнике.
На Ford Mondeo доступ к фаре открывался после снятия решетки радиатора, а на Opel Astra, Peugeot 107 и Citroen C1 лампочки можно поменять только после снятия бампера.
Замена ксеноновых лампочек
замена ксеноновых ламп сложнее, чем галогенных. В руководстве пользователя прямо указано, что эту задачу следует доверять только квалифицированным мастерам.
Газоразрядные лампы находятся под давлением и при неосторожном обращении могут взорваться с большим разлетом осколков, что может привести к травмам.К тому же процедура замены лампы не из легких. Эта фара предназначена для использования специального инструмента. Поэтому для вскрытия корпуса можно использовать нестандартные болты.
Для начала нужно снять верхнюю крышку, а доступ к ней на многих машинах осуществляется через люк в колесной арке.
Когда мастер снимет колесо и снимет кожух, нужно открутить болты на блоке розжига и вытащить его. На некоторых моделях автомобилей блок розжига небольшой и откручивается против часовой стрелки.
Затем нужно отсоединить клеммы высоковольтных проводов, открыть замки и вытащить блок с лампой.
Ксеноновая лампа похожа на галогенную, но у нее нет нити накаливания.
Все операции должны производиться в замкнутом пространстве моторного отсека. Поэтому лучше всего прийти в мастерскую и оставить это дело слесарям. Они уберут мешающие воздуховоды или подкрылки, чтобы облегчить замену лампочки.
Все ксеноновые лампы должны заменяться парами. Дело в том, что при длительном использовании газ выгорает, а излучение меняет цвет. Поэтому старые и новые лампы будут иметь разные оттенки. Кстати, сильное изменение цвета – признак скорого выхода из строя.
Нестандартные лампы
В нашей стране получил развитие автомобильный тюнинг. На рынке представлены нестандартные лампы, которые предлагаются для установки в обычные дешевые галогенные прожекторы. Например, вместо 55-ваттных ламп можно поставить 60-ваттные или даже 90-100-ваттные лампочки. Правда, чтобы поддерживать их работу, нужно усилить электрику, которая рассчитана на 55 Вт. В противном случае при длительной эксплуатации могут расплавиться контакты и контакты в проводах. В результате провода начнут замыкаться, и фара перестанет работать. Приходится искать место повреждения на проводах.
Нестандартные светодиоды
Также теперь предлагаются светодиодные лампы, выполненные в форм-факторе галогенок. Вместо нити накала несколько светодиодов. Следует признать, что такие лампочки небезопасны, несмотря на их энергоэффективность.
В обычной галогенной лампочке с цоколем H4 можно увидеть нить накала длиной 4,1 мм. Его размещают на расстоянии от опорной площадки до основания на высоте 25 мм. Ниже этого размера была разработана система рассеивания и фокусировки отражателя. Но в галогеноподобном светодиодном источнике света источники света не находятся в фокусе рефлектора, из-за этого лучи отводятся неправильно, а световой поток смешивается. Часть тока проходит над зоной освещения, из-за чего бьет в глаза встречным водителям. Такие фары усложняют ночное вождение, так как могут спровоцировать аварию.
Для чего они? Если вы посмотрите в руководстве, они сделаны не для автомобилей, а для механических транспортных средств, таких как тракторы, квадроциклы, багги и т д.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Простая инструкция по замене ламп в фарах автомобиля.