Как Российская Дрифт Серия (RDS) из местечковых соревнований превратилась в самую популярную гоночную дисциплину в стране

Наверняка кто-то из вас видел, как ярко раскрашенные автомобили с эффектными задними крыльями мчатся боком по автостраде с клубами дыма из задних колесных арок. Или, по крайней мере, стали свидетелями того, как молодые люди в «Жигулях» пытаются проделать нечто подобное на парковках торговых центров во время снегопада. Для непосвященных это совсем не похоже на автоспорт, но оказывается, что дрифт — это серьезное соревнование, а RDS — один из самых жестких чемпионатов мира. Мы говорим вам, почему!

С чего начался дрифт

Еще Энцо Феррари отметил стиль гонщика Тацио Нуволари, который в конце 30-х годов прошлого века вносил в поворот больше скорости и ставил машину боком. Подобные повороты характерны для ралли и гонок по ровному покрытию — особенно в то время, когда большинство автомобилей там были заднеприводными, а японец Кунимицу Такахаши умудрялся «гонять» даже на мотоцикле. Логично, что этот способ вождения в 80-е годы был подхвачен именно в Стране восходящего солнца — по ночам молодые люди устраивали нелегальные гонки по горным дорогам (так называемые «туге»).

Зрелищные гонки часто заканчивались авариями, что только привлекало отчаянных смельчаков, несмотря на все проблемы с полицией. Развитие японского автопрома также способствовало популяризации новой культуры – появлялись все более мощные заднеприводные модели: Nissan Silvia, Mazda RX-7, Toyota Supra, Nissan Skyline, а одним из культовых автомобилей стал знаменитый Хачироку — Toyota Sprinter Trueno/Corolla Levin из серии AE86 конца 80-х.

Любил «Хатироку» и японца Кэйичи Цучия. Начинал свою карьеру с региональных гонок, затем участвовал в местном чемпионате по кузовным гонкам и Формуле-3, но его призванием был дрифт - из-за участия в нелегальных гонках даже его гоночная лицензия была приостановлена. Однако это не помешало Кейичи продолжить соревноваться в высококонкурентной серии JGTC и даже дважды стать победительницей в своих классах легендарного марафона «24 часа Ле-Мана»!

Но звание «Король дрифта» он заслужил, конечно, не в автодромах. Цучия всю свою жизнь посвятил развитию новой дисциплины, стал консультантом и прототипом одного из персонажей культовой манги Initial D 1995 года, вел популярное шоу Best Motoring, стал соучредителем чемпионата Гран-при Японии D1, выпустил свою «Библию дрифта» и даже снялся в фильме «Тройной форсаж: Токийский дрифт».

Разумеется, дрифт стал популярен не только в Японии, но и по всей планете — были созданы американские (Formula Drift) и европейские серии (Drift Masters), а местные гонщики традиционно отдавали предпочтение «местным» машинам. В США это были Ford Mustang, Chevrolet Corvette и даже Dodge Viper, тогда как в старом мире предпочитали модели BMW и Mercedes-Benz.

Как вышло, что одна из лучших серий мира проводится в России?

Первые робкие попытки "покататься боком" начались в начале 2000-х на Дальнем Востоке (на картинге "Змеинка") и Сибири - сказалась близость Японии и популярность праворульных машин - и игры в Need For Speed сериал и, конечно же, в основном «Тройной форсаж». Мощные, красиво раскрашенные автомобили, которые дымом от покрышек сметали сантиметры с бетонных заборов, поселились в сознании молодежи.

В 2007 году в Красноярске была открыта трасса «Красное кольцо», конфигурация которой очень подходила для дрифта. А уже в 2010 году Тимофей Кошарный и Дмитрий Семенюк основали RDS - Russian Drift Series. С тех пор произошло бурное развитие – опытные сибирские велогонщики показали отличное шоу, а появление новых автодромов разнообразило календарь. Дрифт постепенно превратился из фанатской езды в полноценный вид спорта.

РДС развивалась, и главным толчком стало появление в сериале Дмитрия Добровольского — он стал ее лидером в 2015 году. И уже тогда РДС могла похвастаться громкими именами — Георгий «Гоча» Чивчян и Аркадий «Царь» Цареградцев выиграли «Сибиряка» чемпионат с калиткой и явно вырос из нее.

Так что появление в 2018 году серии RDS GP — логичный шаг. Никакого разделения по регионам — только лучшие из лучших со всей России плюс международные пилоты. Да, что! Даже Дайго Сайто и Масато Кавабата, чемпионы Японии D1 GP, бросили вызов нашим гонщикам. Однако и Чивчяна остановить не смогли – Гоча побеждал и в 2018, и в 2019 году.

А последние два сезона RDS GP можно назвать самыми драматичными. В прошлом году ирландец Джек Шанахан (победитель британского чемпионата по дрифту) стал чемпионом с первой попытки, а его соотечественник Джеймс Дин, до этого выигрывавший почти все дрифт-серии, в которых он участвовал, замкнул тройку лидеров - чего стоит только его 3 титула в европейской Формуле D При этом приглашенных звезд разделяло всего 8 очков, а между ними был Георгий Чивчян, которому до первого места не хватило всего 3 очка. И это на фоне 1140 баллов у лидера - фантастическая плотность!

За что начисляют баллы в дрифте?

Дрифт в 2020 году официально признан спортивной дисциплиной в России, но он существенно отличается от других видов автоспорта. Если в других гонках есть четкое понимание – кто первым пересек финишную черту, тот и победил, – то дрифт можно сравнить с фигурным катанием. Здесь жюри выставило оценки!

Только на первый взгляд кажется, что мимо вас пронеслась пара машин и устроила дымовую завесу. На брифинге пилотам дается судейская задача – каждый отрезок дистанции нужно проехать в строгом соответствии с ней: выдержать определенный угол увода, поставить машину на трассу так, чтобы она коснулась «впритык» зоне, не отлетать от канваса и показывать хорошую скорость и стиль паса.

После квалификации (каждый гонщик получает по 2 попытки) формируются 32 лучших сетки и начинаются парные гонки. Это и самая захватывающая часть, и самая сложная часть. Ведущий должен повторять задание рефери, а преследователь должен в точности повторять действия ведущего и при этом быть как можно ближе к нему.

Затем роли меняются.

Обратите внимание: Самый странный спорткар в мире показал курьезный дрифт (видео).

При невозможности определить победителя по результатам одного «попадания» (двух парных передач) судьи назначают повторный заезд. Лучшие проходят через сетку до самого конца, а проигравшие выбывают из соревнований. В этом главная сложность дрифта — малейшая ошибка при такой плотности результатов может повлиять на исход всего чемпионата.

Какие машины у лидеров RDS GP?

Большинство лучших пилотов ездят на японских машинах. Классика жанра – Nissan Silvia S15 с «тойотовским» 3-х литровым двигателем 2JZ-GTE. Цареградцев «заворачивает» на купе Nissan Fairlady Z, а Евгений Лосев не меняет свой старенький седан Toyota Mark II. Но в последние годы появилось некоторое разнообразие в виде различных BMW и российского суперкара Flanker F.

Либеральный технический регламент позволяет изменить практически все! Главное, чтобы под капотом был двигатель внутреннего сгорания, коробка передач была заднеприводной, а ширина шин соответствовала весовому диапазону автомобиля. Дальнейший полет фантазии ничем не ограничен. 7-литровый V8 Corvette в компактном BMW 2 Series? Легкий! Двигатель от "Ниссана" GT-R - во "Фланкере"? Без проблем!

Все кузова из углепластика, секвентальные гоночные коробки передач, измененная кинематика подвески, расширенные арки и огромный угол поворота передних колес — все позволено, лишь бы бюджета хватило. Неудивительно, что лучшие автомобили стоят по 12-15 миллионов рублей, а их двигатели выдают 950-1050 л.с.! Поэтому и команды здесь серьезные — даже Lukoil Racing Team приехала на RDS GP.

Несмотря на небольшие пробеги, мощные двигатели умудряются выпивать по 200 литров специального высокооктанового топлива за одну ступень. История о «сгоревших» покрышках длится десятилетиями. Кстати, о шинах. В сезоне 2021 года использовалось 11 разных моделей, что приводило к настоящей «шинной войне», и зачастую побеждал тот, кому удавалось достать «правильный» руль.

Именно поэтому в этом сезоне ввели монодеку — теперь все участники ездят на Westlake. С одной стороны, это отнимает преимущество у тех, у кого еще есть запасы более «зацепистой» колоды, а с другой – нивелирует шансы, что затягивает бой. И последние 7 этапов доказали, что ставка была верной!

Драматичная развязка RDS GP 2022

Перед финалом RDS GP в Сочи итоговую победу одержали сразу пять пилотов, причем двое из них — Георгий Чивчян и Дамир Идиятулин — разделили лидерство в зачете с 1043 очками. Далее следуют Роман Тиводарь, Аркадий Цареградцев и Евгений Лосев. Но гоночная судьба встряхнула все совершенно непредсказуемым образом.

Дамир выиграл первую попытку в квалификации, заработав 98 очков из 100 возможных, но во второй у него случилась «фуридаши» (так называют занос машины) на скорости 150 км/ч колесо отвалилось, и неуправляемая Toyota Altezza врезалась прямо в бетонолом. К сожалению, Идиятулин получил легкую травму и врачи не разрешили ему участвовать дальше.

А уже в топ-16 на том же месте Роман Тиводарь переборщил со скоростью, врезался в кучу шин и в него влетел Георгий Чивчян. Минус еще двум претендентам на титул - поломка оборудования оказалась слишком серьезной для экспресс-ремонта! Затем он чуть не выбыл из гонки после агрессивной атаки Сергея Сака Ниссаном Цареградцевым, но удача была на стороне пилота – и Аркадий наконец смог стать чемпионом RDS GP, на радость многотысячной толпе на подиуме!

Цареградцев добавил этот титул в копилку звания вице-чемпиона мира по дрифту и трехкратного чемпионства в РДС Сибирь и, конечно же, постарается его отстоять в следующем сезоне. Кто встанет у него на пути: опытный Георгий Чивчян, трижды становившийся лучшим в RDS и дважды выигрывавший Межконтинентальный кубок FIA по дрифту, или жаждущие побед Дамир Идиятулин и Роман Тиводар? Узнаем в 2023 году, но, без сомнения, сезон будет интересным. Ждем первый этап RDS GP 2023! А скрасить зимние каникулы можно, посмотрев крутой сериал про Российскую дрифт-серию под названием «RDS GP 21: Война шин».

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Как Российская Дрифт Серия (RDS) из местечковых соревнований превратилась в самую популярную гоночную дисциплину в стране.