ЗИС-101: Первый советский лимузин на американской основе
В начале 1930-х годов, завершив выпуск тракторов, Ленинградский завод «Красный Путиловец» приступил к амбициозному проекту — созданию большого, мощного и выносливого автомобиля. Не имея достаточного опыта в проектировании подобной техники, советские инженеры взяли за основу передовой для своего времени американский автомобиль Buick 32-90. Эта модель стала для наших специалистов настоящим учебником, открыв множество технических решений. Работа завершилась созданием шести прототипов под индексом Л-1 («Ленинград-1»), и завод даже планировал начать их полномасштабное производство.



Однако этим планам не суждено было сбыться. По одной из исторических версий, директор московского Завода имени Сталина (ЗИС) Иван Лихачев настоял на том, чтобы производство престижного автомобиля было развернуто в столице, где для этого имелись все необходимые мощности и ресурсы. Труд ленинградских инженеров не пропал даром — многие их наработки легли в основу первого серийного советского лимузина ЗИС-101, выпускавшегося с 1936 по 1941 год.




При этом ЗИС-101 не был простой копией «Бьюика». Советская машина имела ряд существенных отличий. Например, рядный восьмицилиндровый двигатель, хотя и был создан по американскому образцу, имел увеличенный до 5,76 литров рабочий объем. Салон лишь отдаленно напоминал оригинал, а рама была полностью своей, уникальной конструкции, с Х-образным усилителем в центральной части для большей жесткости.
ЗИС-110: Послевоенный флагман для вождя
Преемник «сто первого» появился уже после войны, в 1945 году. Его создание проходило под пристальным вниманием к американскому Packard 180 — разработать автомобиль такого класса в военное время без ориентира было практически невозможно, к тому же Иосиф Сталин высоко ценил этот бренд. Шестиметровый лимузин унаследовал от «Паккарда» общие очертания кузова и интерьера, а также впервые в советском автопроме получил независимую переднюю подвеску на продольных рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости. Рядная «восьмерка» объемом 6,0 литров, работавшая в паре с трехступенчатой механической коробкой, была мощнее предшественника, но всё же уступала американскому прототипу (140 л.с. против 160-165).




Для высшего руководства страны, включая «отца народов», была создана особая модификация — ЗИС-115. Внешне это была обычная «сто десятая» модель, но на деле — настоящий броневик. В её основе лежала уникальная бронекапсула: днище было сварено из стальных листов толщиной 3 мм, а бронированные стекла весили почти 300 килограммов. Всего таких машин было выпущено 56 экземпляров.
ЗИМ (ГАЗ-12): Символ прогресса
Если ЗИС-110 олицетворял силу и мощь государства, то горьковский ЗИМ (ГАЗ-12), выпускавшийся с 1950 по 1959 год, стал символом послевоенного прогресса. В его дизайне, безусловно, чувствовалось американское влияние, но это была не копия, а самостоятельная и очень прогрессивная для своего времени разработка.





Нетипичным для больших автомобилей того времени решением стал несущий кузов. На пятиметровый седан устанавливался рядный шестицилиндровый двигатель объемом 3,48 литра и мощностью 90 лошадиных сил, что для такой конструкции было явно недостаточно. Именно по этой причине от выпуска кабриолета отказались — потребовалось бы кардинально усиливать кузов.
Обратите внимание: Лучшие двигатели современности по мнению американцев.
Инновацией стало гидравлическое сцепление, которое сглаживало рывки и обеспечивало необычайно плавный старт. Передняя подвеска была позаимствована у «Победы». Всего с конвейера сошло 21 527 автомобилей ГАЗ-12, что сделало его самым массовым советским представительским автомобилем.ЗИЛ-111: Советский автомобиль в «аэрокосмическом» стиле
Этот лимузин, появившийся в конце 1950-х, часто сравнивают с «Чайкой» (ГАЗ-13), и неслучайно — над обеими моделями работал один конструктор, Лев Еремеев. ЗИЛ-111 родился в эпоху расцвета так называемого аэрокосмического дизайна, для которого были характерны обилие хрома, сложные формы и характерные «плавники» на задних крыльях. За модной внешностью скрывались технические решения, вдохновленные американскими аналогами. Например, двухступенчатая автоматическая коробка передач с кнопочным управлением была подсмотрена у Chrysler. V-образный восьмицилиндровый двигатель рабочим объемом 6,0 литров и мощностью 200 л.с. также вызывал прямые ассоциации с силовыми агрегатами того же американского концерна.

Выпуск ЗИЛ-111 был очень ограниченным: с 1958 по 1967 год собрали всего 112 машин (для сравнения, ЗИС-110 было выпущено более двух тысяч). Однако модель постоянно модернизировалась. Модификация 111А стала первым советским автомобилем, получившим кондиционер. А вариант «Г» (1962-1967 гг.) легко отличить по радикально измененному оформлению передка с четырьмя фарами и новой корме.
ЗИЛ-114: Первый полностью самостоятельный ЗИЛ
Рано или поздно советскому автопрому нужно было создать представительский лимузин, разработанный практически с нуля, без прямого заимствования зарубежных образцов. Таким автомобилем стал суровый и монументальный ЗИЛ-114. Он базировался на совершенно новой раме закрытого сечения, без привычного Х-образного усилителя. Сердцем лимузина стал новый 7,0-литровый V8 мощностью 300 лошадиных сил. Сначала он работал в паре со старым двухступенчатым «автоматом», а позже получил новую трехступенчатую коробку с напольным селектором вместо кнопок. Высокую плавность хода обеспечивала передняя подвеска на продольных торсионах. Впервые в истории советского автопрома на машине были установлены дисковые тормоза на всех колесах. Габариты корабля, как всегда, впечатляли — 6,3 метра в длину.

ЗИЛ-114 выпускался с 1967 по 1978 год в различных модификациях, среди которых был и укороченный до 5,7 метра вариант под индексом ЗИЛ-117.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Эпохальные газовские «Чайки» и легендарные ЗИЛ-41047 считаются одной из вершин автомобильной промышленности СССР.
