Эпохальные газовские «Чайки» и легендарные ЗИЛ-41047 считаются одной из вершин автомобильной промышленности СССР

ЗИС-101

В начале тридцатых годов Ленинградский завод «Красный Путиловец» завершил выпуск трактора «Фордзон-Путиловец» и приступил к разработке крупной, мощной и выносливой модели. Не имея опыта проектирования подобной техники, советские инженеры взяли за основу сложный и прогрессивный Бьюик 32-90.

Он подготовил для наших специалистов немало удивительных открытий, но разработка замысловатой конструкции была завершена. Компания построила шесть прототипов Л-1 («Ленинград-1») и даже хотела запустить полномасштабную сборку, но этому не суждено было случиться.

По одной из версий, директор ЗИСа Иван Алексеевич Лихачев (до 1956 года ЗИЛ назывался «1-й Государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина») настоял на том, чтобы автомобиль производился в столице, где для этого есть все необходимое. Да и вопрос престижа, знаете ли... Но труды ленинградцев не прошли даром - разработки по Л-1 частично легли в основу ЗИС-101 (1936-1941).

Правда, здесь есть большое «но»: «сто первый» не был аналогом Бьюика 32-90, но имел ряд отличий. Например, рядная «восьмерка» принципиально повторяла американскую, за исключением того, что рабочий объем увеличился с 5,7 до 5,76 л. Салон лишь напоминал оригинал. Рама ЗИСа тоже своя, с усиливающей Х-образной вставкой посередине.

ЗИС-110

Наследник «101-го» родился в 1945 году и создавался с пристальным взглядом на Packard 180: разработать флагман во время войны, не имея перед глазами образца для подражания, было крайне сложно, к тому же Сталин был фанатом американского бренда. Шестиметровый линкор напоминал «Паккард» очертаниями и интерьером, унаследовал невиданную в советском производстве независимую переднюю подвеску с рессорами и стабилизатором поперечной устойчивости. Агрегатированный с трехступенчатой ​​«механикой» рядный восьмицилиндровый двигатель объемом 6,0 л несколько крупнее прототипа и в то же время слабее (140 л.с против 160-165 л.с.).

Для «отца народа» и членов Политбюро было выпущено 56 экземпляров модификации ЗИС-115 — с виду «сто десятая», а на самом деле сейф на колесах. Основой является уникальная бронекапсула (днище сварено из броневой стали толщиной 3 мм) со стеклами общей массой чуть менее 300 килограммов.

ЗИМ (ГАЗ-12)

ЗИС-110 обладал неоспоримым стилем и шармом. Он олицетворял силу. Между тем горьковское творение 1950-1959 годов символизировало прогресс. Влияние американского дизайна конечно налицо, но ЗИМ не копировал ни одну модель из-за океана.

Нетипичный для больших седанов тех лет несущий кузов казался не от хорошей жизни. На «Газите» стоял рядный шестицилиндровый двигатель объемом 3,48 л мощностью 90 л.с., явно недостаточный для каркасного корпуса длиной более пяти метров.

Обратите внимание: Лучшие двигатели современности по мнению американцев.

Кстати, по этой причине не выпускали кабриолет: иначе пришлось бы серьезно усиливать кузов и вносить множество изменений в конструкцию. Еще одним интересным нововведением является гидравлическое сцепление, которое гасило толчки и рывки при грубой работе со сцеплением и обеспечивало высокую мягкость при трогании. По передней подвеске ГАЗ-12 очень похож на «Победу». Выпущено 21 527 экземпляров.

ЗИЛ-111

Это не "этнический янки" и не ГАЗ-13 "Чайка", хотя сходство очевидно и объясняется оно тем, что над этими двумя автомобилями работал конструктор Лев Еремеев. Zilok появился на свет ближе к концу пятидесятых годов, когда так называемый аэрокосмический стиль с богатой хромированной отделкой и хвостовыми плавниками был на пике своего развития. За модным стилем скрывались вполне американские решения. В частности, двухступенчатый «автомат» с кнопочным управлением был подсмотрен у Chrysler. V-образная «восьмерка» (6,0 л, 200 л.с.) также вызывала сильные ассоциации с двигателем Chrysler 5,8 л.

ЗИЛ-111 выпускался небольшими тиражами: с 1958 по 1967 год было собрано 112 штук, тогда как предыдущих ЗИС-110 было выпущено более двух тысяч. Однако лимузин неоднократно обновлялся. Модификация 111А первой среди советских автомобилей стала оснащаться кондиционером. Вариант «Г» (1962-1967 гг.) не позволял спутать его с ранними вариантами четырехглавой передней части и измененной кормой.

ЗИЛ-114

Рано или поздно в Советском Союзе должен появиться представительский седан ЗИЛ, созданный практически с нуля и без «плагиата». Им стала суровая сумрачная «114» на новой раме закрытого сечения без центрального Х-образного сечения. «Сто четырнадцатый» получил 7,0-литровый двигатель V8 мощностью 300 л.с. Сначала он агрегатировался с прежним двухступенчатым «автоматом», а затем с трехступенчатым «автоматом» с напольным селектором вместо блока кнопок. Продольные торсионы в передней подвеске позволили добиться высокой плавности хода. Дисковые тормоза на обеих осях - впервые на советской машине! Размеры традиционно грандиозные, от носа до хвоста этот корабль составляет 6,3 метра.

ЗИЛ-114 собирался с 1967 по 1978 год в различных вариантах. Среди них укороченный «117-й» длиной 5,7 метра.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Эпохальные газовские «Чайки» и легендарные ЗИЛ-41047 считаются одной из вершин автомобильной промышленности СССР.