Могучие гиганты, бороздящие Северный Ледовитый океан, имеют огромное экономическое значение для транспортных перевозок и развития районов Крайнего Севера

Северный морской путь (СМП) — кратчайший морской маршрут для перевозки грузов между Европой и дальневосточными регионами, а изменение климата и глобальное потепление приводят к повышенному интересу к этому маршруту из-за сокращения площади и толщины льда. Но на СМП не обойтись без самых главных "проводников" - атомных ледоколов.

Как устроен атомный ледокол?

Первый атомоход был сдан в эксплуатацию еще в 1959 году – атомоход «Ленин» красовался на советских марках и регулярно попадал в прессу за свои достижения.

В 1977 году атомный ледокол «Арктика» стал первым надводным кораблем, достигшим Северного полюса. Но основная задача - сопровождение судов-караванов во льдах и спасение "закрепленных" кораблей. Корпус ледокола изготовлен из специальной стали и способен рассекать лед — толщина в Северном Ледовитом океане местами может достигать более 2,5 метров.

Использование ядерных реакторов обеспечивает не только высокую мощность, необходимую для преодоления льдов, но и отличную автономность, что крайне важно в арктических условиях. Дизельные ледоколы нуждаются в регулярной дозаправке, а например ледоколы проекта 22220 - раз в 7 лет.

Все 12 существующих в мире атомных ледоколов спроектированы в СССР и России, 6 из них находятся в эксплуатации, в том числе два новейших судна проекта 22220 - ледоколы "Арктика" и "Сибирь" с современными водо-водяными реакторами РИТМ-200 с электрической мощностью 60 МВт. Ледокол «Арктика» был сдан в эксплуатацию в 2020 году, «Сибирь» — в 2021 году. В настоящее время строятся еще четыре атомохода. В состав флота также входит единственный в мире атомный контейнеровоз «Севморпуть», способный плавать во льдах толщиной до 1 метра.

Для чего нужно столько атомных ледоколов?

По подсчетам ученых, в среднем за десятилетие толщина льда в Северном Ледовитом океане уменьшается на 13%, а площадь льда летом уменьшается на 7%. Но о свободном плавании без сопровождения ледоколов в ближайшие годы не может быть и речи.

Одной из основных задач ФГУП «Атомфлот», занимающегося эксплуатацией и обслуживанием атомных ледоколов, является обеспечение более активного использования Северного морского пути и увеличение интервала, когда возможен проход по СМП. Сверхранний рейс огромного (длиной 300 метров) газовоза «Кристоф де Маржери» был завершен в мае 2020 года, а сверхпоздний — в январе 2021 года. То есть навигация в сопровождении ледоколов длится почти 8-9 месяцев!

На конец 2021 года общий объем перевозок в акватории Северного морского пути составил 34,85 млн тонн (при плане 32 млн тонн).

Северный морской путь — безопасный транспортный коридор, пролегающий в территориальных водах и исключительной экономической зоне России. Его можно активно использовать для альтернативных маршрутов экспорта продукции в дружественные страны. Дорога через российскую Арктику почти в два раза короче. От Мурманска до портов Японии около 6 тысяч миль, если идти через Суэцкий канал — более 12 тысяч.

Обратите внимание: Покупатели Bugatti имеют в среднем 30 машин и личный самолет.

В зависимости от ледовой обстановки в этом переходе корабль проведет 18 суток, а через Средиземное и Красное море - около 37 суток.

А к 2030 году по федеральному проекту «Развитие Северного морского пути» планируется выйти на планку в 150 млн тонн перевозок по СМП. Преимуществом этого маршрута является как расстояние (из Южной Кореи в Великобританию — около 14 тысяч километров против 23 тысяч основного маршрута через Суэцкий канал), так и отсутствие риска нападения пиратов.

Но значение СМП заключается не только в обеспечении транзитного сообщения между Европой и Дальним Востоком. Одной из основных задач атомного ледокольного флота является сопровождение крупнейших арктических углеводородных проектов.

Основными видами деятельности ФГУП «Атомфлот» являются:

  • Ледокольное сопровождение арктических углеводородных проектов;
  • Ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути и в замерзающих портах Российской Федерации;
  • Предоставление комплекса услуг портового флота в порту Сабетта;
  • Перевозка грузов атомным контейнеровозом "Севморпуть»;
  • Безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

Кроме того, Росатомфлот занимается экологической реабилитацией Северо-Западного региона России. В связи с особенностями двигательных установок одной из технических задач является обеспечение безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

Нельзя забывать о научных исследованиях, экспедициях и социальных проектах. В июле этого года одновременно состоялись две образовательные экспедиции. Впервые в рамках проекта «Ледокол знаний. Homo Science project» 70 школьников и студентов со всей России, в том числе победители конкурсов, проводимых Росатомом, отправились на Северный полюс.

А буквально через несколько дней тот же ледокол «50 лет Победы» доставил туда 70 старшеклассников, победивших в конкурсе «Большая перемена-2021.

Какие еще задачи есть у СМП и ледоколов?

Северный морской путь решает и другие важные задачи, помимо обеспечения перевозки грузов и эксплуатации газовых и нефтяных месторождений. Повышение доступности портов улучшит снабжение районов Крайнего Севера и придаст импульс их развитию.

ЧЭБ «Академик Ломоносов»

А на вооружении Росатома действительно уникальная плавучая атомная электростанция! «Академик Ломоносов» построен в 2018 году, отбуксирован в город Певек Чукотского автономного округа, в который поставляет электроэнергию и тепло.

В этом году Росатом отмечает свое 15-летие как государственная компания. За последние пятнадцать лет отрасль - а до этого в некоторых проектах она выходила за свои условные пределы - окончательно перестала быть просто "атомной энергетикой". Росатом занимается научными исследованиями, природоохранными мероприятиями, развитием Северного морского пути, ветроэнергетикой, цифровыми продуктами, инновационными материалами и многим другим.

Таким образом, «Академик Ломоносов» может заменить одновременно две станции: Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ (ей уже более 70 лет). Также на корабле есть оборудование для опреснения морской воды. То есть он может полностью обеспечить людей всеми необходимыми ресурсами без строительства наземной инфраструктуры. А повышение доступности арктических вод позволит более активно использовать такие плавучие энергетические объекты.

Реклама. Рекламодатель: Частное учреждение «Центр коммуникаций», ИНН 9705152344 ОГРН 1217700048851

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Могучие гиганты, бороздящие Северный Ледовитый океан, имеют огромное экономическое значение для транспортных перевозок и развития районов Крайнего Севера.