История автомобильных обогревателей
Первый опыт: подогрев пола царского лимузина
Первые попытки обогреть салон автомобиля были предприняты еще в 1907 году, когда появились машины с закрытым кузовом. Конструкция была примитивной и даже опасной: часть выхлопных газов направлялась в радиатор, расположенный под полом кабины. Управление осуществлялось рычажком, открывавшим заслонки теплообменника. Из-за отсутствия вентилятора эффективность такого обогрева была крайне низкой. Подобная система, например, использовалась на автомобиле Delaunay Belleville из гаража императора Николая II.
Главными недостатками этой схемы были серьезные риски для безопасности. Поврежденный радиатор мог пропустить в салон угарный газ, а горячие выхлопные газы нередко становились причиной возгорания деревянных элементов кузова.
Источник: Авто Mail.ru
Эволюция: обогрев через выхлопной коллектор
Более совершенная и безопасная система отопления появилась в 1929 году на Ford Model A. В ней использовался теплообменник, установленный на выпускном коллекторе двигателя. Вентилятор прогонял воздух через этот нагретый радиатор и подавал его в салон. Хотя эффективность по современным меркам была невысокой, эта схема уже не несла прямой угрозы отравления или пожара.
Важно отметить, что в те годы использование жидкости из системы охлаждения для обогрева было затруднительно, так как циркуляция антифриза во многих двигателях происходила за счет естественной конвекции, без помощи водяной помпы.


Интересно, что подобные системы, использующие тепло выхлопных газов, применялись вплоть до 1970-х годов на автомобилях с воздушным охлаждением двигателя, таких как Volkswagen Beetle и советский «Запорожец».
Современный стандарт: как работает жидкостная печка
Прорывом стал переход к жидкостным системам отопления в конце 1930-х годов. Принцип их работы лег в основу современных печек: нагретая в двигателе охлаждающая жидкость (антифриз) циркулирует через отдельный радиатор, установленный в салоне. Вентилятор продувает через него воздух, который, нагреваясь, поступает в салон через систему воздуховодов и заслонок. Температура регулируется путем смешивания горячего и холодного воздуха.
Массовое внедрение таких систем началось с 1950 года, когда General Motors оснастила ими все свои модели. А к 1962 году кондиционеры стали стандартом для автомобилей на американском рынке.
Сегодня принцип работы остался прежним, но управление климатом стало полностью автоматическим. Современные системы интегрированы с кондиционером, что позволяет не только греть, но и точно охлаждать воздух, поддерживая заданный микроклимат.
Почему печка не греет: основные причины неисправностей
Особенности современных двигателей
Иногда водители напрасно беспокоятся. Высокий КПД современных двигателей означает меньшие теплопотери, поэтому в сильный мороз для полноценного прогрева мотора и, соответственно, антифриза может потребоваться 10-15 минут движения. Это не неисправность, а особенность конструкции. Более того, эта «холодность» моторов позволила широко внедрить дополнительные электрические подогреватели, особенно в дизельных автомобилях и машинах для холодных регионов.
Источник: legion-media/Неистовый
Неисправность термостата
Если печка остается холодной даже после длительной поездки, первым «подозреваемым» должен стать термостат. Эта деталь регулирует поток антифриза между малым и большим кругом системы охлаждения. Если термостат «залип» в открытом положении, двигатель будет очень медленно выходить на рабочую температуру, а антифриз не успеет как следует прогреться. Езда с неисправным термостатом вредна для мотора, а его замена — относительно простая и недорогая процедура.
Засорение радиатора печки
Типичный симптом — разная температура воздуха из дефлекторов справа и слева. Частая причина — засорение радиатора отопителя. Со временем в системе охлаждения накапливается накипь и продукты разложения антифриза, которые забивают тонкие трубки радиатора. В результате горячий антифриз циркулирует только через часть теплообменника.
Замена радиатора — одна из самых трудоемких операций, так как требует почти полной разборки передней панели салона («торпеды»). Некачественный монтаж после ремонта часто приводит к появлению скрипов и дребезжания.
Источник: легион-медиа
Проблемы с заслонками и сервоприводами
В автомобилях с раздельным климат-контролем разная температура с разных сторон может быть вызвана поломкой сервопривода, который управляет заслонкой, или обрывом тяги. Электронный блок управления дает команду, но механизм ее не выполняет. Устранение также связано со снятием элементов интерьера.
Обратите внимание: Как сделать печку в машине теплее.
Засор салонного фильтра и воздуховодов
Иногда причина лежит на поверхности — в буквальном смысле. Если салонный фильтр не менялся годами, он может превратиться в плотную пробку из листьев, пыли и пуха, полностью перекрыв поток воздуха в салон. Решение простое: замена фильтра и прочистка воздуховодов.
Воздушная пробка в системе
После замены антифриза в системе охлаждения может остаться воздух, который создает пробку в радиаторе печки, препятствуя циркуляции жидкости. Удаляется она путем прокачки системы: автомобиль ставят на подъем, прогревают двигатель и, соблюдая осторожность, продавливают патрубки, чтобы выгнать воздух в расширительный бачок.
Неисправность водяной помпы
Печка будет плохо греть, если не работает водяной насос (помпа). Использование некачественного или неподходящего антифриза может привести к коррозии пластиковой крыльчатки насоса. Ее лопасти разрушаются, производительность падает, и циркуляция антифриза замедляется. Проверить работу помпы можно, оценив упругость верхнего патрубка радиатора на прогретом двигателе — под перчаткой должна чувствоваться пульсация.
Источник: легион-медиа
Проблемы с вентилятором печки
Отказ вентилятора салона лишает систему возможности подавать воздух. Причины могут быть электрическими (перегорел предохранитель, реле, блок управления) или механическими (износ подшипника, на что укажет характерный вой). Диагностика вентилятора в составе сложного климат-контроля часто требует подключения сканера.
Итог: что делать, если печка не работает?
Автомобильный отопитель — система, спрятанная в недрах панели приборов. Большинство серьезных неисправностей связаны с трудоемкой разборкой салона. Поэтому при первых признаках неполадок (холодный воздух, разные температуры, слабый обдув) рекомендуется обратиться к специалистам, которые проведут точную диагностику и качественный ремонт, избежав посторонних шумов после сборки.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Автомобильная климатическая установка имеется в каждой машине, а значит, с ее поломками сталкивается любой автомобилист.

