История обогревателей
Подогрев пола царского лимузина
Первая печка в машине появилась в 1907 году, когда машине придали закрытый кузов. Часть выхлопных газов направлялась в радиатор под полом кабины. Топка запускалась небольшим рычажком, который открывал и закрывал заслонки теплообменника. Вентилятора у плиты не было, поэтому мощность обогрева была недостаточной. Такой обогреватель был установлен на Delaunay Belleville из гаража императора Николая II.
Система была опасна тем, что горячие газы могли попасть внутрь автомобиля через поврежденный радиатор печки. Кроме того, горячие газы иногда приводили к возгоранию деревянного корпуса.
Обогрев через выхлопной коллектор
Более эффективная схема обогрева салона появилась в 1929 году на автомобилях Ford Model A. Она включала теплообменник на выпускном коллекторе двигателя и гибкие патрубки. Вентилятор пропускал воздух через радиатор теплообменника и накачивал его в салон. Система была менее горючей и не несла опасности удушья, но эффективность ее была не на высоте, хотя и спасала водителя и пассажиров от холода.
Рабочую жидкость из системы охлаждения использовать для нагрева печки было затруднительно, так как тогда не на всех автомобилях была помпа, и вода циркулировала по системе за счет конвекции.
Системы отопления с использованием выпускного коллектора в качестве отопителя применялись до 1970-х годов в автомобилях с двигателями воздушного охлаждения, в том числе в немецком «Жуке» и отечественном «Запорожце».
Как работает жидкостная печка авто?
Жидкостные обогреватели появились в конце 1930-х гг. В качестве нагревателя они использовали воду, которая прокачивалась через систему охлаждения. Тепло в кабину подавалось вентилятором, который нагнетал воздух через печной обогреватель. Кроме того, поток воздуха перераспределялся с помощью различных воздуховодов и заслонок в кабине, а температура воздуха регулировалась путем смешивания с холодным потоком, который откачивался вентилятором наружу корпуса.
В 1950 году General Motors внедрила аналогичные системы вентиляции и отопления для всех своих моделей.
В 1962 году кондиционеры были стандартными для всех автомобилей СШАСовременные печи работают по тому же принципу, хотя и получили более совершенное управление. Теперь за распределение воздушных потоков отвечает автоматика, а за формирование температуры отвечает не только радиатор, но и кондиционер.
Основные причины отказа работы печки
Не нагревается охлаждающая жидкость
Хозяевам печь может не понравиться по нескольким причинам. Некоторые из них даже нельзя назвать неудачными. У многих современных иномарок двигатели отличаются высоким КПД, поэтому теплоотдача у них заметно ниже, чем у старых карбюраторных 1,6-литровых на ВАЗе. Поэтому в мороз современные двигатели плохо прогреваются на холостом ходу. В холодные дни необходимо подождать 10-15 минут, пока из дефлекторов выйдет теплый воздух.
В первые холодные дни водители беспокоятся о своем кондиционере, выискивая неисправности, которых нет. Функциональная автомобильная печка при прогреве хорошо работает даже в сильные морозы.
Однако благодаря этой особенности современных двигателей (низкое тепловыделение) инженеры умудряются устанавливать дополнительные электроподогреватели — они уже много лет используются в автомобилях с дизельными двигателями или малообъемными бензиновыми двигателями с турбонаддувом. Как правило, электрообогревателями оснащаются автомобили для рынков с холодным климатом.
Неисправность термостата
Если печка не наполняет салон теплом даже после 15-минутного прогревочного проезда по улицам, обратите внимание на оборудование. Печка может плохо работать из-за кислотного термостата, регулирующего подачу теплоносителя по двум контурам системы охлаждения.
Если утром при холодном пуске термостат не открывается и оставляет большой обрыв цепи, то двигатель прогревается очень медленноЧтобы догнать стрелку термометра до первого раскола, потребуется около 15 минут, а до рабочей температуры двигатель может дойти в морозы минут за тридцать. Антифриз остается холодным или слегка теплым. Соответственно, печка все это время не может дуть теплым воздухом, которого недостаточно для обогрева салона.
Зимой ездить с поврежденным термостатом нельзя, так как срок службы двигателя напрямую зависит от его рабочей температуры. Замена термостата стоит относительно недорого и может быть выполнена в любой мастерской.
Засор радиатора отопителя
Убедитесь, что поток воздуха от дефлекторов равномерный. Изредка с левой стороны водителя идет теплый поток воздуха, а с правой стороны пассажира дует холодный обтекатель. Переключение режимов работы не помогает, как и изменение скорости вращения вентилятора. Скорее всего забился радиатор отопителя.
Такое случается, если антифриз служит более семи лет. Внутри системы образуется накипь, которая скапливается в тонких трубках топки и перекрывает поток рабочей жидкости.
Конструкция печки такова, что ее каналы слишком тонкие, и скопившаяся грязь или продукты разложения пластика могут забивать каналы. Тогда горячая жидкость циркулирует только в малом круге нагревателя. А поскольку воздух с правой стороны салона проходит через ячейки с правой стороны радиатора, поток остается холодным.
Замена радиатора — процедура дорогая и сложная из-за утомительного процесса разборки «торпеды» и центральной консоли. Будьте особенно внимательны и аккуратны при монтаже салонных панелей, так как неправильный монтаж неизбежно вызывает перекосы, поломку креплений или неплотные соединения между панелями, приводящие к дребезгу, скрипу и другим посторонним шумам во время движения.
Поломка сервопривода заслонки
Разная температура правого и левого обдува может возникать и из-за неисправности заслонок.
Обратите внимание: Как сделать печку в машине теплее.
Правда, это происходит только на автомобилях, оборудованных системой кондиционирования с раздельным созданием микроклимата для водителя и переднего пассажира. Иногда звено амортизатора рвется и соскакивает со шкива, не давая приводу его сдвинуть. В этом случае срабатывает автоматика, но оторвавшееся крепление не позволяет заслонке вернуться на место. Иногда при скачках напряжения сгорает моторчик, крутящий дроссельную заслонку.Устранение этих неисправностей также требует снятия частей центральной консолиЗасор фильтра салона или воздуховода
Бывают даже комичные случаи, связанные с плохой работой печки. На вторичном рынке есть автомобили, в которых салонный фильтр не меняли несколько лет. На тот момент он был настолько забит листьями, пылью, тополиным пухом, насекомыми и прочим мусором, что в воздуховоде образовалась пробка, и воздух перестал поступать в салон. Печь не может прокачать воздух через мусор и полностью перестает дуть.
Проблема решается чисткой воздуховода и установкой нового салонного фильтраВоздушная пробка в радиаторе
Читайте также Подогреватели автокондиционера: конструкция и критерии выбораАналогичный эффект возникает из-за появления пробки в радиаторе. Образуется при замене антифриза. При заливке антифриза из патрубков радиатора выходит не весь воздух, что создает зону высокого давления, препятствующую попаданию жидкости. Воздушный шлюз должен быть удален. Как это делается на каждой конкретной модели можно прочитать на форумах или посмотреть на ютубе. Чаще всего автомобиль ставится на уклон лицом вверх, при холодном двигателе откручивается крышка расширительного бачка, и двигатель прогревается на холостых оборотах до включения термостата и включения основного вентилятора радиатора.
Затем вам нужно будет надеть защитные перчатки и прокачать резиновые шланги системы охлаждения как грушу, чтобы создать перепады давления в системе, которые помогают жидкости проходить по трубам во время работы насоса. Продолжайте делать это до тех пор, пока воздушная пробка не войдет в расширительный бачок. При этом уровень жидкости немного понизится.
Износ крыльчатки помпы
Плохая работа печи зависит и от используемого жидкостного насоса, то есть помпы.
Насос включает рабочее колесо, которое перекачивает жидкость. Если вы заливаете в расширительный бачок не тот антифриз, не предназначенный для данной конструкции системы охлаждения автомобиля, или даже старый советский антифриз, ждите беды. Охлаждающая жидкость может разъедать уплотнения и разбавлять смазку в подшипниках, что приводит к их быстрому выходу из строя. Появляются рыхлые, посторонние звуки, вибрации.
На некоторых насосах лопасти насоса изготовлены из пластика. Их также может разъедать неподходящий антифриз, площадь поверхности лопастей уменьшается, что приводит к падению давления и уменьшению циркуляции жидкости. Потом охлаждающая жидкость замерзает, и печка работает хуже прежнего. Это опасный симптом, так как из-за отсутствия антифриза жидкость может перегреваться и локально закипать.
Для проверки помпы откройте капот, наденьте перчатки и зажмите рукой верхнюю трубку, выходящую из радиатора. Если насос работает, будет ощущаться давление охлаждающей жидкости, создаваемое насосом. Ваша рука почувствует пульсацию крыльчатки насоса.
Если в шланге нет давления и нет сопротивления, проверьте насос. Если на нем есть потеки антифриза, пора приобретать новый.
Неполадки с вентилятором
Печь может работать с трудом из-за неработающего вентилятора. Это связано с выходом из строя подшипников или блока управления вентилятором кабины. Перегоревший транзистор может привести к нестабильной работе вентилятора или его полному отключению. Выход из строя подшипника можно определить по свистящим посторонним звукам. Иногда из-за скачков напряжения может перегореть предохранитель или даже управляющее реле.
При первом перерыве в работе вентилятора не лишним будет проверить электрику и выяснить причину поломкиГораздо сложнее найти причину остановки вентилятора в системе кондиционирования. Автоматика управляет всеми заслонками и вентилятором, используя десятки комбинаций их режимов. Поэтому проще искать причину с помощью специального диагностического оборудования.
Почему не работает печка в машине?
Автомобильная печка спрятана в глубине центральной консоли, и даже небольшая поломка влечет за собой дорогостоящий ремонт, связанный с разборкой «торпеды». Поэтому при первых признаках поломки лучше всего обращаться к квалифицированным мастерам, которые специализируются на ремонте систем кондиционирования в автомобилях и умеют выполнять работу качественно.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Автомобильная климатическая установка имеется в каждой машине, а значит, с ее поломками сталкивается любой автомобилист.