Японские автопроизводители покидают Россию: кто займёт освободившиеся заводы?

В течение полугода многие международные автомобильные компании занимали выжидательную позицию на российском рынке. Руководство этих брендов, по-видимому, рассчитывало на скорое разрешение геополитической ситуации, которое позволило бы восстановить нормальные торговые отношения. Однако ожидания не оправдались, и текущая обстановка окончательно убедила западных и азиатских инвесторов в бесперспективности дальнейшего присутствия в России. Ярким примером стала ситуация, когда в течение одной недели три крупных японских автопроизводителя объявили о своём уходе.

Особую сложность ситуации придаёт тот факт, что эти компании не просто вели здесь продажи через дилерские сети. Каждая из них располагала собственным сборочным производством на территории России. Эти заводы создавали сотни рабочих мест для местного населения и представляли собой результат многолетних инвестиций в организацию промышленных мощностей.

Какие японские бренды уходят с российского рынка?

Компания Toyota приняла решение о продаже своего завода в Шушарах (Санкт-Петербург), где на протяжении 15 лет собирались такие модели, как Camry. Интересно, что ранее обсуждались планы по расширению присутствия и строительству второго предприятия, однако теперь японский концерн решил избавиться даже от существующего актива. При этом дилерская сеть, офис и сервисные центры Toyota пока останутся в России, так как их содержание требует значительно меньших затрат, чем управление полноценным заводом.

Стоит отметить, что Toyota проявила социальную ответственность при уходе, предложив щедрые компенсации сотрудникам завода. Работникам было обещано выплатить 12 средних месячных окладов, что в среднем составляет около 700 тысяч рублей на человека.

Вслед за Toyota о прекращении деятельности в России объявила Mazda. У этого бренда не было собственного завода, однако сборка кроссоверов CX-5 и седанов Mazda6 осуществлялась на мощностях компании «Соллерс» во Владивостоке.

Обратите внимание: Трасса Днепр-Харьков стала местом празднования Дня жестянщика.

Кроме сборочного производства, там также действовал механический цех. Согласно последним данным, Mazda окончательно сворачивает бизнес в РФ, а её доля в совместном предприятии будет выкуплена партнёром — компанией «Соллерс».

Третьим японским производителем, покинувшим российский рынок, стала компания Isuzu, специализирующаяся на выпуске грузовиков. Её завод в Ульяновске производил полный спектр коммерческой техники — от лёгких до тяжелогрузовых моделей. Все три упомянутых предприятия фактически не работают с марта текущего года.

Перспективы освободившихся производственных мощностей

Главный вопрос, который сейчас волнует отрасль, — что будет с этими современными заводами дальше? Наиболее вероятными претендентами на их приобретение или аренду считаются китайские автопроизводители. Китайский автомобильный рынок перенасыщен брендами, и многим из них необходимо расширять географию присутствия. Например, компания Chery давно ищет возможности для локализации производства в России. Изначально рассматривался вариант партнёрства с УАЗом, но теперь логичнее было бы занять уже готовые и оснащённые мощности, оставленные японцами.

Помимо китайских компаний, активный интерес к российскому рынку проявляют и иранские производители, которые планируют не только продавать, но и собирать свои автомобили в стране. Таким образом, маловероятно, что заводы надолго останутся законсервированными. С другой стороны, возвращение японских брендов в обозримом будущем выглядит практически нереальным, что знаменует конец целой эпохи в российском автопроме.

Если вам была интересна эта тема, вы можете поддержать канал, подписавшись и поставив лайк. Буду благодарен за вашу обратную связь! Я регулярно готовлю новые материалы о доступных автомобилях, бюджетных иномарках и событиях в отечественной автомобильной промышленности.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Интересно, кто придёт на их место.