
С 1978 по 2002 год Toyota Supra прошла сложный эволюционный путь, вдохновляясь дизайнерскими и техническими решениями таких автогигантов, как Ferrari, Lamborghini и Mazda. Это разнообразие влияний сделало выделение уникальной «ДНК» модели практически невозможным. После ухода с рынка США в 1998 году и полного прекращения производства в 2002-м, Supra на 17 лет исчезла из линеек концерна. Её возвращение в 2019 году стало громким событием, особенно на фоне общего спада интереса к спортивным автомобилям в мире. Ирония в том, что именно в период экономической нестабильности, сокращения среднего класса и растущих долгов у многих возникает желание «махнуть на всё рукой» и приобрести именно такой автомобиль — видимо, на эту психологию и рассчитывали маркетологи Toyota.
Маркетинговая шумиха и суровая реальность
По мере приближения старта продаж тон пресс-релизов становился всё более пафосным и восторженным. Компания анонсировала, что все автомобили получат «высокомощный» трёхлитровый рядный шестицилиндровый двигатель мощностью 340 л.с., а покупателям будет предложен «беспрецедентный» уровень сервиса, включая мастер-классы по дрифту. Создавалось впечатление готовящейся революции на рынке и массового возрождения культа Supra.
Однако реальность оказалась куда прозаичнее. Вместо широких продаж компания сделала ставку на эксклюзивность. На продажу было выставлено всего 22 автомобиля, причём основное внимание было уделено трём экземплярам лимитированной серии «A90 Edition 1» с матово-серым кузовом и эксклюзивной отделкой. Решение, вероятно, было подкреплено успехом аукциона, где первый такой экземпляр с автографом Акио Тойоды был продан за рекордные 2,1 миллиона долларов. Этот парадокс — взлёт цен на эксклюзивные автомобили на фоне финансового кризиса — стал новой реальностью. В итоге все три машины лимитированной серии были раскуплены в течение четырёх часов после открытия заказов.
Клиенты новой эпохи и вопросы оригинальности
Кто же эти первые покупатели? Можно предположить, что это скорее ценители современного искусства или арт-директора, а не традиционные автофанаты. Только человек, знакомый с концепциями копипаста и кликбейта в современной культуре, мог без смущения принять тот факт, что новая «японская легенда» технически является глубоко переработанной версией немецкого BMW Z4. Возникает резонный вопрос: можно ли назвать культовым японским автомобилем то, что по сути является рестайлингом баварской модели? Это всё равно что представить очередь за iPhone, собранным из компонентов Huawei.
Испытание на треке: поиск японской души
Тест-драйв новой Supra представлял особый интерес как попытка найти японский характер в продукте, созданном на немецкой платформе. Однако ожидаемого брифинга, где могли бы прозвучать откровения о совместной разработке с BMW, не состоялось. На все вопросы представители компании лишь улыбались и отказывались от комментариев. Вместо пресс-конференции журналистов пригласили на гоночный трек в Мячково для неформального знакомства с автомобилем.
За рулём инструктор постоянно наставлял: «Ваша задача не гнать, а получать удовольствие». Следуя этому совету, удалось сделать несколько спокойных кругов. Когда же инструктор предложил поменяться местами, чтобы продемонстрировать полный потенциал шасси, пришлось вежливо отказаться. Горький опыт подобных «демонстраций» на Moscow Raceway и в Португалии, после которых требовалось долго приходить в себя, заставил быть осторожнее.
Технические характеристики и философия создателя
Итак, что же представляет собой новая Supra после 17 лет забвения? Это спортивный автомобиль, созданный в эпоху коллабораций. Он оснащён 19-дюймовыми дисками, спортивными тормозами, 8-ступенчатой АКПП, задним приводом с самоблокирующимся дифференциалом и разгоняется до 100 км/ч за 4,3 секунды.
Главный инженер проекта Тецуя Тада заявил, что спорткар — это автомобиль для энтузиастов, и его цель — доставлять истинное удовольствие, а не быть идеальным по всем параметрам. Звучит красиво, но на практике ощущения от машины оказались более приземлёнными. На треке в первую очередь чувствуется идеальная развесовка 50/50 и грамотно настроенная система стабилизации, которая в спортивном режиме даёт ровно столько свободы, сколько нужно.
Вывод: легенда или осторожный эксперимент?
Слова инженера об удовольствии остаются скорее философским идеалом. По-настоящему интересный спорткар должен не просто следовать канонам, но иногда и бросать им вызов. Новая Supra же ведёт себя послушно и предсказуемо, как отличница. Назвать её дерзкой легендой, способной перевернуть рынок, язык не поворачивается.
Но, в конечном счёте, имело ли это значение для успеха проекта? Маркетинговая стратегия Toyota изначально делала ставку на эксклюзивность и ауру культовости, а не на массовые продажи. И с этой задачей компания справилась — первые три эксклюзивных экземпляра были мгновенно проданы. В этом, пожалуй, и заключается главный парадокс новой Supra: её рыночная судьба была решена ещё до того, как большинство потенциальных покупателей смогли к ней прикоснуться.
