30 лет без Сенны

Ровно 30 лет назад, 1 мая 1994 года, ушел из жизни трехкратный чемпион Формулы-1 Айртон Сенна. В этот печальный и незабываемый день «Мотор» публикует архивный материал Олега Карпова: в 2013 году он записал воспоминания трех журналистов, работавших в «черные выходные» на автодроме Энцо и Дино Феррари.

1 мая 1994 года скончался трехкратный чемпион Формулы-1 Элтон Сенна. Всего 24 часа назад молодой пилот Simtek Роланд Ратценбергер разбился и погиб. С тех пор подобные трагедии обходили Формулу 1 стороной (до трагической аварии Жюля Бьянки 5 октября 2014 года – прим. Motor). Сейчас Гран-при — один из самых безопасных видов спорта, но.. тогда, в девяносто четыре года, он казался точно таким же.

Пятница

29 апреля 1994 года

Найгард: Для меня эти выходные начались, когда я увидел, как Айртон улетел на вертолете. Все пошло не так с самого начала. Группу журналистов, в том числе и меня, пригласили на мероприятие в Падуе — для демонстрации горных велосипедов, выпущенных брендом Senna. Мой рейс задержали, и я ехал как сумасшедший по автостраде из Милана. Но Айртону удалось это сделать только тогда, когда он сел в вертолет. Это было вежливое мероприятие, но тем не менее: плохое начало выходных.

Рубенс Баррикелло, выступающий за команду Jordan Racing, врезался в бордюр на повороте Варианте Басса во время квалификации в пятницу на скорости 230 километров в час. Гонщик сбежал со сломанным носом и синяками DailyFuelUp/YouTube.com

Васконзелос: Думаю, я не единственный, кто так думает. Все было не так с самого начала. Я не могу точно объяснить, что это было, но это происходило: что-то было не так, но что именно было непонятно. Атмосфера была напряженной. Михаэль Шумахер набрал 20 очков, а Айртон дважды выбыл из игры. Он был раздражен, потому что считал, что Benetton не соблюдает правила и не использует систему управления запуском и контроля тяги. Он говорит об этом все чаще и увереннее - в Аиде он всю игру наблюдал за Бенеттоном Михаэля со стороны, а в Имоле он расскажет об этом подробнее в этом месте.

Тогда в Формуле 1 все было не так организовано, как сейчас. Айртон был единственным пилотом, у которого был собственный специалист по прессе. После каждой сессии Сенна выходил из трейлера, садился на ступеньки и говорил: сначала по-английски, затем по-итальянски, затем по-португальски. Но мы не дождались его в пятницу. По какой-то причине Рубенс Баррикелло решил войти в поворот на 30 километров в час быстрее обычного. Но ему это не удалось.

DailyFuelUp/YouTube.com

Найгард: Я был в пресс-центре, и когда увидел аварию по телевизору, сразу схватил камеру и выбежал. Это произошло недалеко от паддока, и у меня была возможность сделать несколько фотографий. Я сфотографировал, как Баррикелло вытаскивали из машины — это еще фотография, но в итоге все обошлось. С ним все было в порядке, но Элтон поехал в больницу, чтобы навестить его.

Суббота

30 апреля 1994 года

Виньерон: Лично для меня то, что произошло в субботу, было не менее шокирующим. Мы в прямом эфире с гонщиком Эриком Башляром, который помог мне в эти выходные. Мы приехали в Имолу вместе.

В четверг, когда мы шли по паддоку, кто-то окликнул его сзади: «Эрик, Эрик. Вот так мы и познакомились с Роландом». Я не знал его лично, но Эрик хотел меня познакомить. Они жили с ним, когда играли в Японии. Прожил в квартире целый год.

Эрик махнул рукой: «О, Гайтан, это мой хороший друг Роланд Ратценбергер».

Мы встретились, и он пригласил нас на ужин. Вечером мы поехали в фургон команды Simtek. Обычные люди. Я не могу сказать, что мы стали друзьями или что-то в этом роде. Но мы сидели за одним столом в четверг и пятницу. Нас было пятеро: я, Эрик, оператор, звукорежиссер и Ратценбергер. Они болтали и шутили.

Карьера Роланда Ратценбергера в Формуле-1 слишком коротка: три Гран-при, один старт в гонке

Найгард: Я смотрел квалификацию со шпильки перед стартовой прямой. Примерно через 15 минут после начала игры появился красный флаг. Это Роланд. Я оставался на месте, пока мы ждали рестарта. Через некоторое время я увидел, как Айртон идет к медицинскому фургону и разговаривает с главным врачом Формулы-1 Сидом Уоткинсом. Официальной информации долгое время не было, но было ясно, что дела обстоят плохо.

Васконзелос: Это мой седьмой сезон в Формуле 1 и первый раз, когда пилот погиб в результате аварии. Это было невероятно, в голову не могла засесть мысль: «Бля, как это возможно, люди от этого не умирают». Раньше Элио де Анжелис после несчастного случая во время испытаний не было ни одного летального исхода за восемь лет и здесь...

Найгард: Это очень странное совпадение, но моей первой гонкой Формулы-1 в качестве журналиста стал Гран-при Бельгии 1982 года, когда Жиль Вильнев попал в аварию. Несколько недель спустя Риккардо Палетти умер. На тот момент это была последняя авария со смертельным исходом во время гонки Гран-при. Но с тех пор действительно прошло немало времени – 12 лет.

Все убеждены, что Формула 1 — безопасный вид спорта. Безопасные трассы, безопасные машины.

Васконзелос: Вероятно, то, что о нас говорят, правда: мы — кучка старых циников. Почти никто из нас не знал Роланда. Он участвовал в гонках где-то в Японии и в начале этого года дебютировал в Формуле 1 на одной из самых слабых машин. Да, нам жаль парня, но мы понимаем: он новичок и, возможно, совершил ошибку. Возможно, машина не очень долговечна. Хотя даже если твердая оболочка выдержит удар, мозгу будет тяжело справиться с такой перегрузкой. Удар был очень сильным: от 300 километров в час до нуля в один сантиметр.

Главный врач Формулы-1 Сид Уоткинс советует Айртону Сенне не участвовать в гонках после аварии с Ратценбергом DailyFuelUp/YouTube.com

Виньерон: Когда показали аварию, Эрик Башляр сразу все понял. Он обхватил голову руками, выключил микрофон, повернулся ко мне и сказал: «Все кончено, все кончено. Он мертв».

Сейчас мы говорим, что в Формуле 1, вероятно, недостаточно рисков. Автомобили стали слишком безопасными. Но когда ты с этим сталкиваешься.. ты просто не знаешь, что делать, что говорить, как продолжать работать. Я никогда не забуду этот ужин. Вечером мы пошли в ресторан рядом с отелем. Та же компания, те же люди. Здесь все, кроме одного. За всю ночь мы не сказали ни слова.

Найгард: Все это казалось какой-то нелепой случайностью. Мир кардинально не изменился – мы не думаем, что пройдет еще 12 лет, прежде чем произойдет следующая подобная авария. Все понимали: да, это новичок, да, это не лучшая машина – и уже тогда начали говорить, что шасси не прошло краш-тесты. Но именно это случилось с лучшим гонщиком планеты на следующий день.

Виньерон: В Имоле я должен был взять интервью у Айртона. Мы обо всем договорились еще до начала выходных, но собеседование было перенесено. Сначала из-за аварии Рубенса, потом из-за смерти Роланда - и, наконец, Беатрис, пресс-атташе Сенны, сказала: "Нет, мы не можем сейчас этого сделать, поехали в Монако. Но она позволила ему подготовиться к будущему". Сюжетная съемка. После квалификации он пошел в здание контроля гонки - никто не знал, но нам разрешили пройти туда при условии, что мы не сможем задавать никаких вопросов. Но это в любом случае невозможно.

Роуленд повредил переднее крыло своего Simtek за круг до аварии, но вместо того, чтобы пит-стоп, он решил продолжить атаку на Хамфри The Auto Racing / YouTube.com

Мы хорошо знаем друг друга, потому что перед началом сезона Renault пригласила группу журналистов в Эшторил, чтобы встретиться с Сенной, чтобы мы могли пообщаться в неформальной обстановке – фактически мы провели вместе три дня. Но в ту ночь он, похоже, никого не заметил. Мы засняли, как он выходил из диспетчерской и направлялся к боксам Williams: никаких эмоций, как робот в солнечных очках, он просто ходил вокруг, не обращая ни на кого внимания.

Воскресенье

1 мая 1994 года

Найгард: В том году я также был комментатором на датском телевидении. Но мы не показали все игры, и Имолу тоже не показали. Поэтому я пошел фотографировать. Я сфотографировал стартовую точку, где произошла авария, и перед повторным стартом пошел к восточному повороту сиденья. Там я стоял на одной платформе с итальянским фотографом, снимавшим для официальной трансляции.

Оттуда я сфотографировал выход Айртона в лидеры. Затем красный флаг снова развевался. «Тамбурелло» за лесом не видно, но мы знаем, что это Айртон, потому что он единственный, кто не проходит мимо.

Айртон Сенна почти всегда сидит в машине в шлеме перед гонкой. Однако в Имоле бразилец Анджело Орси надел его всего за несколько минут до начала игры

Васконселос: Этот удар… пустяк. У Риккардо Патрезе были более серьезные проблемы, у Микеле Альборето, Нельсона Пике. Все встали и вышли из машины. Мы к этому привыкли.

Когда Айртон вышел, я просто подумал: «Три встречи!»

Михаэль лидирует, и вы начинаете подсчитывать результаты, делать какие-то пометки для будущих отчетов о гонках и... «Подожди, почему он не выходит из машины? Он хочет, чтобы гонка остановилась? Он думает, что он сможет стартовать заново?» И тут появилась возможность – у команды появилась запасная машина.

По реакции маршала я понял, что дело серьезное. Первый человек, подошедший к Элтону, закрыл лицо руками оставлять. Это ненормальная реакция. Он увидел то, что не привык видеть. Чем больше времени проходит, тем яснее мы понимаем, что последствия могут быть серьезными.

После аварии на трассу выехала машина безопасности. После этого в боевом режиме игра продлилась всего полтора круга. Здесь Сенна остается лидером Гран-при Williams Engineering/LAT Photographic

Найгард: Мы не могли связаться с оператором, потому что он не говорил по-английски, а я не говорил по-итальянски. Мне пришлось использовать жесты, чтобы объясниться. Почему-то через наушники он мог слышать внутренний разговор врача и директора турнира. Через несколько минут после того, как игра остановилась, он побледнел и закрыл глаза. Я спросил: «Что?» «Кондиционе скарза», — ответил он. Я ничего не понял и поднял руки. Затем он схватился за горло.

Потом я увидел, как Айртона увозили на вертолете во второй раз за эти выходные.

Виньерон: Вся ситуация выглядит мрачной, и у нас нет никакой информации. Обычно они пытаются донести это до комментаторов, но у нас ничего не получается. Продолжать работать было очень сложно. Вы спрашиваете себя: «Что я здесь делаю? Я комментатор и должен рассказывать людям о спорте, но второй день подряд мне приходится говорить о чьей-то смерти, я несколько раз выключал микрофон». Позвонили в Брюссель и спросили, что происходит: у них тоже нет новостей. Сначала было «очень плохо», потом вроде стало «немного лучше», потом снова «очень серьезно». Наконец я оставил Эрика одного в каюте. Я посоветовал ему говорить только о том, что он видит на экране. Я пошел в паддок один.

Васконселос: Две трети репортеров в пресс-центре не смотрели трансляцию игры. Некоторые телевизоры включили канал RAI, который вел прямую трансляцию из больницы в Болонье. К нам приходят представители команд, не только Williams, но и всех остальных — спрашивают, что мы знаем. Но мы не знаем, что ответить.

Защита боковин кабины была введена в Формулу-1 после аварии Сенны - в 1994 году голову водителя защищал только шлем Williams Grand Prix Engineering/LAT Photography

Игра продолжалась, но к тому времени многие люди просто запаниковали. Люди закричали после того, как Пьерлуиджи Мартини развернулся на 180 градусов. Просто обернулся! Но люди держали головы и кричали. А пока вам придется продолжать работать.

Виньерон: Мне потребовалось всего несколько минут в паддоке, чтобы составить свое впечатление. Я увидел лица Алена Проста, который был старше меня на 15 лет, и Герхарда Берга. Нет необходимости ни с кем разговаривать. Только благодаря их присутствию можно все понять. Никто не говорил о смерти Элтона – врачи продолжали бороться, хотя стало ясно, что спасти его вряд ли удастся.

Васконселос: У Айртона есть хороший друг. Бразилец по имени Брага. Он был богатым человеком, жившим недалеко от Эшторила, Португалия. Несмотря на то, что ему более 70 лет, он полон энергии и хорошего настроения. Трудно дать ему 50 очков. Когда я вышел в паддок во время гонки, Брага выглядела очень старой. Бедный старик понятия не имел, куда идти и что делать. Герхард сказал ему: «Надо купить машину, организовать вертолет, сделать то, сделать то». Брага, казалось, ничего не слышал, но, увидев меня, спросил: «Знаешь что-нибудь?» РАИ, что ситуация критическая, но я не мог ему сказать. Поэтому я просто ответил: «Думаю, тебе стоит пойти с Герхардом».

После аварии Айртона поднялись красные флаги – 37 минут спустя DailyFuelUp / YouTube.com

Потом я встретил Педро Лами — он больше не участвовал в гонках после аварии на старте. Он спросил нас, какой информацией мы располагаем. Я сказал: «Думаю, это конец». Он не хотел соглашаться. Я пригласил его в больницу вместе с Брагой и Герхардом. Он нашел место на заднем сиденье.

Виньерон: К концу игры мы уже знали, что Айртон, скорее всего, не победит. Вернувшись в кабинку, я сказал аудитории, что у меня нет для них хороших новостей. Тогда.. это немного смешно. Мы прокомментировали матч, но причина неясна. Прощаясь, я сказал, что сегодня мы, вероятно, потеряли еще одного пилота. Он добавил: «Надеюсь, я ошибаюсь».

Найгард: Удивительно, но о самой Имоле информации нет. После игры, как обычно, тройка победителей провела пресс-конференцию. Никто ничего не знал, хотя было ясно, что надежды мало. Но потом мы продолжили ждать несколько часов. Я постоянно общаюсь со своими коллегами на датском телевидении, но они знают не больше меня. Все звали нас, но с трассы не было ни слова.

Около шести часов вечера они объявили по громкоговорителю: «Врачи констатировали его смерть», даже не назвав его имени. Все понятно.

Медицинский персонал прибыл на место происшествия в 14:17 по местному времени. О смерти Элтона было официально объявлено в 18:40 DailyFuelUp/YouTube.com

Васконселос: Это обычная ситуация по воскресеньям: вечером в пресс-центре тихо и все заняты работой. Но тогда никто не говорил. Кажется, я до сих пор помню этот день, но немного смутно. Это как после сна: когда не уверен, произошло ли это на самом деле. Я съехал с шоссе в четыре утра. До этого я продолжал писать, писать, писать. Клиенты звонили и просили больше материалов. На мой взгляд, за одно воскресенье я проводил на радио больше времени, чем за предыдущие два или три года.

Конечно, продолжать будет сложно. Но потом я сказал себе: «Мне нужно закончить работу, а со своими делами я займусь позже». Думаю, многие люди так и поступили.

Виньерон: Я покинул трассу, не дожидаясь официального объявления. И только когда мы добрались до отеля, мне позвонил редактор и сказал: «Завтра мы собираемся сделать часовую программу о Сенне. Больше ничего объяснять не нужно». План был наконец обнародован во вторник. Фильм хороший, но после просмотра я был в полном отчаянии.

Williams FW16 стал последней машиной в карьере Айртона Сенны DailyFuelUp / YouTube.com

Васконселос: Когда мы с другими журналистами летели в Португалию, кто-то сказал, что нам всем следует поехать в Сан-Паулу на похороны. Но я для себя сразу решил – нет. Я больше не хочу иметь ничего общего с Формулой 1. Потому что это были три дня в аду. Больше я никогда не видел в пресс-центре многих репортеров. Японский фотограф, долгое время работавший с Айртоном, приехал на очередную гонку в Монако просто попрощаться. Многие люди ушли из отрасли. Мы были недовольны организаторами, потому что пресс-центр в Монте-Карло был забит новичками. Мы пишем о спорте, пока они ждут крови…

источник

Автомобиль Личность Гонки Формула 1 Биография Большая статья Яндекс Дзен (Ссылка) Айртон Сенна 4

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: 30 лет без Сенны.