Лесным дорогам никак не могут придумать статус

Дорога исчезла под капотом на пять часов, и я с тоской посмотрел в правое окно: В тридцати километрах за лесом было то место, где мне нужно было быть. Шоссе огибало реку, и навигатор показывал, что мне осталось пройти еще около ста миль. Если бы там была какая-то тропа, я мог бы добраться туда быстрее.

Но остановись. Здесь выходит грунтовая дорога, и выглядит она довольно хорошо, хотя на карте она не отмечена. Я переключил навигатор на спутниковый снимок — он охватывал весь лес именно там, где мне было нужно. На пути нет ни воинских частей, ни санаториев, ни каких-либо других возможных препятствий. Я решил рискнуть и сделать шаг назад в неизведанное.

Призраки в пути

Площадь лесного фонда России составляет 1,15 млрд га. Лишь часть ее, около 400 млн га, используется для заготовки древесины – ведь стволы не только вырубаются, но и перерабатываются и продаются с целью получения прибыли. Слишком большое влияние на транспортировку уничтожает всю прибыльность. Несмотря на это, в наших лесах проложено более 1,8 миллиона километров лесовозных дорог. Для сравнения: длина всей сети дорог общего пользования, по которой мы ездим, составляет всего 1,5 миллиона километров. Чаще всего они простираются от участка до ближайшей магистрали, но встречаются и прямые магистрали, подобные этой.

Есть одна проблема с лесными дорогами: их состояние. Если обычными дорогами занимается Росафтодор, а платными — госкомпания «Автодор», и в любом селе можно спросить администрацию о каждом разбитом переулке, то такого ответственного, наверное, не будет.

"Если через эти территории пройдут дороги, то безопасность и техническое состояние лесных дорог будут контролировать арендаторы лесных угодий", - сказали в Рослесхозе. «Если дорога расположена за пределами арендованного лесного участка, это ответственность того или иного государственного органа».

Но часто бывает так: проектировщики проложили дорогу, долго ею пользовались, засыпали, разровняли. Местные жители уже привыкли к таким удобным дорогам. Затем они переезжают на другой участок и расчищают лес, аренда участка заканчивается и компания уезжает, но дорога остается. Он простоит несколько лет, а потом начнет разрушаться. Более того, никто не может это исправить – любая попытка будет противозаконной.

Например, год назад за это был наказан мордовский бизнесмен Игорь Рогожин - он по просьбе соотечественников направил бульдозеры, чтобы убрать несколько деревьев, растущих на этой заброшенной дороге. Шесть месяцев лишения свободы (условно) и 860 000 рублей. Штраф – вот чего ему стоили его добрые дела. Жители села Уголи Костромской области борются за свой БАМ (Брантовское шоссе) — тот самый заброшенный лесовоз, по которому все раньше срезали путь до ближайшей железнодорожной станции — Брантовка.

Пустота невозможного

Юрист пояснил, что муниципалитеты должны учитывать эти заброшенные, но нужные дороги. Тогда они будут иметь право заботиться о них и поддерживать их в хорошем состоянии. Но они обычно не спешат брать на себя эту ношу: чтобы все сделать, дорогу надо зарегистрировать в кадастровом учете, обследовать, а затем каждый год изыскивать в бюджете средства на ее содержание. Другими словами, доходы весьма скудны, но расходы продолжаются, особенно в бедных районах.

Помимо лесовозных дорог, у нас есть еще и лесозаготовительные дороги. Разница кажется совершенно формальной но нет. Первое – это работа арендатора. В идеале, покидая вырубки, они должны вместе распахивать эти дороги. Их строят самым дешевым способом, с точным расчетом того, сколько лет или месяцев они прослужат. Лесные дороги – вещь более постоянная. Сами рейнджеры также необходимы для патрулирования и выполнения своих обязанностей, а при необходимости за ними будут следовать пожарные для тушения пожаров.

Обратите внимание: Как выглядит Lexus с пробегом 1,5 миллиона км по нашим дорогам.

Поэтому лесничество всеми силами старается поддерживать их в подходящем состоянии. Возможно, вам не удастся проехать на спортивной машине, но вы легко сможете проехать на внедорожнике или грузовике.

Мне очень хотелось навести порядок во всем этом хаосе. России нужны дороги, страна огромная и нам всем нужно по ним путешествовать. Для людей, пожарных, машин скорой помощи и врачей в автобусах, что можно сделать, если проложить через лес легкий путь, а значит идти по лесу? У нас плотность лесных дорог уже составляет всего 2,4 километра на 1000 га леса, хотя, исходя из опыта соседней Финляндии и других лесных стран, нам нужно не менее 7 километров на 1000 га леса. В идеале всего 14 километров.

При этом, по подсчетам Рослесинфора, только половина из них считается всесезонными дорогами, остальные — зимниками или очень плохими «автоматическими дорогами», фактически одноразовыми. Очевидно, не имеет смысла сохранять доступ к шоссе со всех участков, но такая лесная дорога имеет смысл. Но кто бы это сделал? Сотрудники ГИБДД часто вообще не знают о таких букварях. Если там произойдет авария, инспектор не сможет даже составить протокол: по официальным данным, это всего лишь участок кустарника, куда вообще нельзя пропускать машины. Росавтодор, похоже, тоже не при чем. Продюсер, который их заложил? Так что эта дорога им больше не нужна. Местные власти? Возможно, но никто их не заставляет это делать.

Госдума уже рассматривает чуть ли не восьмой законопроект о лесных дорогах. Каждые несколько лет предпринимаются попытки разработать какой-то стандарт в этой области. Пока бесполезно.

«Лесные дороги очень нужны в районах, где активно ведется лесохозяйственное освоение», — сказал Владимир Морозов, председатель Общественного совета Рослешольца. «Нет смысла заходить в тайгу, а там, где идут лесозаготовки, где рядом жилье и регулярные дороги, ее нужно беречь и содержать, даже законы есть, но нет подзаконных актов, которые бы решали такие вопросы». Они продолжают появляться. Новый законопроект не помогает этому, он очень сырой».

Наматываю мили на кардан

Штурман все еще удивлялся тому, как странно я отклонился от курса. Работники лесного хозяйства считают, что при въезде на лесные дороги должны быть таблички: к какой категории относятся лесные дороги и какие у них особенности движения. Ничего подобного я не заметил и лесовозов не видел. Из этого я пришел к выводу, что мой букварь был учебником по лесному хозяйству. Или только что брошенный лесовоз – для меня это не имеет значения.

В основном я держал скорость выше 60 км/ч, если позволяло дорожное покрытие, и лишь несколько мостов, пересекающих ручьи, заставляли меня напрягаться и замедляться. Стрелки ползли по экрану, приближая меня к цели. На дороге нет заборов и препятствий – красиво. В результате объезд по автостраде занимает час, а по прямой – 34 минуты. Почти как былинный герой из сказки, только, к счастью, без придорожного соловья-разбойника.

Официально

А это законно?

"Движение по лесным дорогам может быть ограничено или запрещено, если они расположены на территории Минобороны или в пределах особо охраняемой природной территории и для обеспечения пожарной и санитарной безопасности леса или до устранения чрезвычайной ситуации на территории", - Росс Лесхольц объяснил. «Во всех остальных случаях граждане могут свободно передвигаться по лесным дорогам».

Цифра

По данным Рослесинфорге, в России ежегодно строится 6400 километров новых лесных дорог. Еще почти 11 000 километров путей, проходящих через пустыню и кустарники, ремонтируются и восстанавливаются.

Алексей дуэль

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Лесным дорогам никак не могут придумать статус.