Как подтягивать рулевую рейку правильно: что нужно знать

Рулевая тяга является основным элементом рулевого механизма подавляющего большинства автомобилей. За счет рулевых тяг и рулевых наконечников, закрепленных на рейке, усилие поворота передается на колеса при вращении руля.

Рулевая рейка, оборудованная усилителем руля (усилитель руля, электроусилитель руля или гидравлический усилитель руля) или без него, остается центральным элементом.

В процессе эксплуатации водитель может заметить следующее:

  • стучит рулевая рейка при проезде неровностей и при повороте руля руль стал "болтаться" и вырываться из рук на неровностях, руль стал слишком легким;
  • при покачивании руля в «нулевой» зоне (колеса и руль стоят прямо) заметны большие люфты, а колеса не реагируют на достаточно значительные углы поворота руля при отклонении от «нуля».

Эти симптомы не указывают на проблемы с рулевым управлением и рейкой. Это часто сводит к минимуму износ без ремонта. Для этого нужно отрегулировать рейку подтяжкой. Подробнее читайте в нашей статье. 

Когда и почему нужна регулировка рейки

Стук и люфт руля – основные причины, по которым требуется регулировка рейки. Как правило, удары и другие симптомы появляются в результате развития отдельных частей в единстве механизма.

В то же время игнорировать данную проблему нельзя, так как руль теряет остроту, автомобилем с разболтанной рейкой становится труднее управлять и т д. В то же время регулировка рулевой рейки позволяет более или менее устранить признаки износ механизма, который появился. Это означает, что если рейка не имеет серьезных дефектов и не вышла из строя, достаточно подтянуть рулевую рейку.

Как выполняется регулировка

затяжка рулевой рейки предполагает взаимодействие с частью механизма, передающего усилие от рулевого вала на рейку. Как правило, мощность передается после поворота рулевого колеса посредством косозубого или цилиндрического зубчатого зацепления с зубчатой ​​рейкой.

Шестерня установлена ​​на подшипнике. При этом зацепление зубчатой ​​части должно быть плотным (без зазора). По этой причине дополнительно устанавливаются пружины сжатия.

  1. При нарушении регулировок в реечной паре от водителя может потребоваться больше усилий для поворота руля. В этом случае нужно ослабить шестерню трансмиссионной части, заменить смазку и т д
  2. Если рейка разболталась, есть решение крепления картера к рейке, кронштейн крепления картерного рычага и рычага управления, можно снимать банку и люфтить затяжкой.
Необходимо помнить, что стук и люфт могут возникать и из-за износа рейки или шестерни, рулевых тяг и других элементов, участвующих в зацеплении трансмиссионной пары. Если он неправильный, решить проблему регулировкой не получится. В этом случае необходим ремонт или замена рулевой рейки.

Кроме того, даже если вы правильно затянете рулевую рейку, это временное решение. Через несколько десятков тысяч километров водитель снова столкнется с люфтом и стуком в рейке. В этом случае вторичное затягивание регулировочной гайки не рекомендуется. Необходимо провести полный ремонт рулевого механизма или заменить подставку.

Регулировка рулевого механизма: особенности

Сразу отметим, что заводские рулевые рейки обычно требуют подтяжки, а не ослабления. Ослабьте рейку при регулировке или после ремонта. Важно понимать, что решение о затяжке рейки предполагает отклонение от первоначальных заводских настроек.

Для начала рейка выставляется таким образом, чтобы давление на реечную пару было максимально плотным, а руль при этом вращался легко и без усилий. По этой причине необходимо знать, как подтянуть рулевую рейку.

Обратите внимание: Нужно ли заказывать услуги автоподборщиков?.

Также следует понимать, что подтяжка рулевой рейки не всегда устраняет отдачу и стук, но можно уменьшить отдачу или стук механизма.  

Также отметим, что если после первой затяжки рейки через небольшой промежуток времени вновь появились все симптомы неисправности, второй раз подтягивать рулевую рейку не стоит. Как правило, при первой затяжке устраняется зазор, возникающий в результате износа или деформации пластиковых втулок внутри механизма.

Учитывая, что втулки пластиковые, первая затяжка «выбирает» зазор. Но если после такой затяжки снова затянуть рейку, то вкладыши просто сломаются или полностью деформируются.

Как отрегулировать рулевую рейку

Далее следует рассмотреть, как подтянуть рулевую рейку на автомобиле. Это можно сделать в обычном гараже, загнав машину на яму или подняв на подъемнике. Дело в том, что все работы необходимо производить под автомобилем (с учетом места установки рулевой рейки).

  1. Сначала нужно найти на корпусе рейки специальную регулировочную гайку. На разных автомобилях гайка может быть в разных местах, колпачок часто закрывает верхнюю часть гайки.
  2. После снятия крышки вам также может понадобиться специальный натяжной ключ. Часто, если такого ключа нет, его создают самостоятельно.
  3. Следующим шагом будет подтяжка рулевой рейки. При затягивании соблюдайте осторожность, чтобы не перетянуть гайку (помните, что чрезмерное затягивание повредит пластиковые втулки внутри).
  4. Обычно для затягивания реечной пары требуется не более 1/3 полного оборота регулировочной гайки.
  5. В целом оптимальная регулировка должна производиться таким образом, чтобы руль крутился легко и свободно, при этом люфт и толчки были минимальными или полностью отсутствовали.
После регулировки важно проверить, чтобы руль свободно вращался в обе стороны, без заеданий и лишних усилий. Также не допускается изменение усилия на рулевом колесе при его повороте в любом положении. В норме мощность должна быть равной.

Также рекомендуем прочитать статью о том, как поменять жидкость ГУР своими руками. Из этой статьи вы узнаете, когда и зачем нужно менять масло в ГУР, какое масло заливать в ГУР и как выполнять замену.

Конечно, при регулировке оптимально измерять люфт руля специальным прибором – люфтометром. Учитывая тот факт, что такого приспособления обычно нет в наличии, затяжка гайки определяется по ее собственным ощущениям на руле (необходимость подтянуть или ослабить).

Рекомендации

По окончании регулировок рейку также следует проверить на ходу. Важно учитывать тот факт, что после поворота руля руль сам должен вернуться в нулевое положение без помощи водителя (руль стоит прямо). Если руль приходится крутить рукой (руль не возвращается в ноль), это говорит о явных проблемах с рейкой (затяжка регулировочной гайки, подклинивание и т.п).

Также рекомендуем прочитать статью о том, что такое ЭУР электроусилитель руля. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, а также преимуществах и недостатках электроусилителя руля. Точно проверить этот оттенок на прямом участке дороги с хорошим покрытием можно в обязательном порядке. Учтите, что при проверке будьте внимательны и аккуратны! Если нет подходящего места или вы не уверены в своих силах, от этих испытаний лучше отказаться.

Для проверки возврата на руль достаточно пройти поворот и на выходе из него нажать на газ, и кратковременно убрать руки с руля. Если руль не стремится вернуться в нулевое положение и должен проворачиваться самостоятельно, возможно, гайка на рейке перетянута и ее необходимо ослабить.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Как подтягивать рулевую рейку правильно: что нужно знать.