Наверное, автор ошибся, перепутав мопед с мотоциклом – первое, о чем подумает читатель, прочтя заголовок и глядя на фото. Но нет, Ява – Стадион с юридической точки зрения, так сказать, является мотоциклом.

Позабытый мотоцикл-мопед Ява Стадион

Для управления этим мотовелосипедом требовались мотоциклетные права и шлем, а на само транспортное средство должно быть с номерным знаком.

Всё из-за объема двигателя, здесь он составляет 50 см3, то есть уже попадает в мотоциклетную категорию. Мощность двухтактного мотора с петлевой продувкой всего 1.5 л.с.

Позабытый мотоцикл-мопед Ява Стадион

При движении в горку слабый мотор, и так работавший почти на пределе своих сил, быстро перегревался.

Сцепление многодисковое в масляной ванне, в коробке передач всего две скорости. Кстати, любопытно что передача от мотора к коробке здесь шестеренная, а не цепная. Максимальная скорость на ровной дороге около 55 км/час.

Позабытый мотоцикл-мопед Ява Стадион

Заднее колесо с пружинной подвеской, есть примитивные амортизаторы, в передней вилке тоже есть пружины, амортизаторов нет. Рама комбинированного типа, из трубы и штампованных деталей. Любопытно, что тормоз заднего колеса сделан по велосипедному типу – при нажатии на педали в обратную сторону.

Позабытый мотоцикл-мопед Ява Стадион

В 1961 году вышла модернизированная версия Явы-Стадион S22, и это уже был мопед по всем параметрам. Объем двигателя снизили до 49.8 см3, сам цилиндр стали делать из алюминия с запрессованной чугунной гильзой, что бы улучшить охлаждение. Разработали новый карбюратор, благодаря чему мопед стабильно работал на холостом ходу. Мощность осталась прежней.

Позабытый мотоцикл-мопед Ява Стадион

Некоторое количество этих мопедов поставлялось в СССР, но существенным его назвать нельзя, поэтому Ява – Стадион у нас известна мало. Да и в родной Чехии она давно стала редкостью, хоть суммарный тираж превысил 60 тысяч. Впрочем, иногда они встречаются там в продаже, но цены за аппарат в приличном состоянии начинаются от 800 евро.

Позабытый мотоцикл-мопед Ява Стадион

Кстати, про юридическую особенность мопеда в ГАИ знали, но закрывали на неё глаза, то есть права и шлем не требовали.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru