Мотоцикл М-52. Незаслуженно забытая советская «пятисотка»

Мотоцикл М-52. Незаслуженно забытая советская «пятисотка»

Мотоцикл М-52. Незаслуженно забытая советская «пятисотка»



Его не встретишь на дорогах, он – очень редкий гость на выставках ретро техники. Ирбитский мотоцикл М-52 незаслуженно забыт. А ведь красивый был мотоцикл. Он, кстати, развеивает миф о том, что тяжелые «оппозитники» в СССР могли ездить только с боковой коляской.

Мотоцикл М-52. Незаслуженно забытая советская «пятисотка»

Первый М-52 появился в 1954 году. Он не был копией немецкого BMW R51, хоть схожесть у машин есть.

Мотоцикл М-52. Незаслуженно забытая советская «пятисотка»

Сердцем машины был оппозитный двухцилиндровый мотор мощностью 24 л.с. Его объем около 500 см3. Поначалу мотор был «сыроват».

Мотоцикл М-52. Незаслуженно забытая советская «пятисотка»

По результатам проведенных испытаний в конструкцию как самого мотоцикла, так в особенности, двигателя были внесены изменения. Облегчили клапаны, изменили конструкцию клапанных крышек, штанги толкателей вынесли в отдельные дюралевые трубы. Доработали ребра охлаждения, улучшили конструкцию карбюратора



Мотоцикл М-52. Незаслуженно забытая советская «пятисотка»

Поздний вариант двигателя выглядит так.

Мотоцикл М-52. Незаслуженно забытая советская «пятисотка»

. Объем и мощность остались прежними, всё что могли, сделали более технологичным для массового производства. Скорость гражданской версии – 110 км/час, спортивной для кольцевых гонок – 180 км/час

Мотоцикл М-52. Незаслуженно забытая советская «пятисотка»

Серийный выпуск, если его применительно к этой модели вообще можно так называть, начался в 1957 году.

Мотоцикл М-52. Незаслуженно забытая советская «пятисотка»



Помимо обычной гражданской версии делали и спортивные машины для кольцевых гонок М-52С и для мотокросса – М-52К. На фото кольцевая версия.

Мотоцикл М-52. Незаслуженно забытая советская «пятисотка»

Спустя два года производство завершилось суммарным тиражом всего 678 единиц. До наших дней этих мотоциклов сохранилось в лучшем случае десяток.

Здесь подробнее о М-52 и еще боле редкой версии производства КМЗ М-53