Легендарный чешский вездеход Татра-813 у нас не так широко известен, как самосвалы этой марки, трудившиеся в своё время на многих стройках СССР.

Тем не менее, некоторое количество 813-х в СССР было завезено, упоминания о них вскользь встречаются в прессе, да и сейчас изредка на севере России можно встретить этот вездеход, вызывающий немало удивления. Разумеется, не могу я пройти мимо этого исполина, не черкнув о нем пару строк.



Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Производство Татры – 813 стартовало в 1969 году, завершилось в 1982-м. В основе машины лежит классическая для Татр конструкция – хребтовая рама.

Основная масса 813-х производилась в восьмиколёсной версии, получившей народное прозвище «Осьминог». Было и второе, весьма уместное название «Колосс».

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Конструкция рамы позволяла делать и версии 4Х4, и 6Х6, причем, трёхмостовая машина была укороченной версией «Осьминога». Оба передних моста у неё не только ведущие, а еще и управляемые. Вот как выглядит эта машина.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Кабина, кстати, тоже была в двух вариантах. Одинарная или двойная. Более распространенная – двойная. Там есть два сиденья, водительское и пассажирское, и два спальных места, которые можно трансформировать в четырёхместное сиденье – диван.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Двигатель расположен под кабиной, она не откидывается, доступ к мотору изнутри.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

В версии 8Х8 это T - 930, 12 цилиндровый дизель воздушного охлаждения, объемом 17.5 литров, мощностью 250-270 л.с.

Крутящий момент в 960 Н-м компенсирует небольшую, как кажется на первый взгляд, мощность мотора. На переднюю тележку шла бОльшая часть тягового усилия.



Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813
Двигатель Татра-930

Интересной особенностью двигателя является его высокая ремонтопригодность в примитивных, почти полевых условиях. Все цилиндры раздельные. Даже коленвал, при необходимости, можно разобрать на составные части. Вместо вкладышей скольжения, коренные подшипники здесь роликовые.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Крутящий момент от двигателя на колёса передается через трансмиссию, включающую в себя многодисковое сцепление, механическую коробку передач с делителем, раздаточную коробку планетарного типа, с мультипликатором. Благодаря такой конструкции, общее количество передач переднего хода достигало двадцати, заднего – четырёх скоростей.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813
Коробка передач с делителем.

Не каждый трактор мог похвастаться таким диапазоном передач. Неспроста на отдельных грузовиках можно даже бульдозерный отвал увидеть.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Привод переднего моста (мостов) сделан отключаемым. Дифференциалы редукторов мостов, и межосевые, имеют электропневматические механизмы блокировки.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Подвеска всех колёс независимая. На восьмиколёсном вездеходе она рессорная, балансирного типа, на версии с тремя мостами, рессорно-торсионная. Традиционная татровская «косолапость», присутствует.

Давление в шинах всех колёс можно регулировать с места водителя. 380 миллиметров дорожного просвета. Сложно представить, какое бездорожье было бы не под силу этому вездеходу, но за это приходилось расплачиваться.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Средний расход топлива на бездорожье мог превышать 50 литров на 100 км, да и на ровной дороге особой экономичностью этот грузовик не отличается.



Рулевое управление с гидроусилителем. Тормозная система пневматическая, барабаны на всех колёсах. Аварийной тормозной системой оборудованы средние оси, она так же пневматическая. Есть еще стояночный трансмиссионный тормоз, а для затяжных спусков – ретардер.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Основную часть восьмиколёсных вездеходов делали для военных нужд. В список дополнительного оборудования таких машин включена горизонтальная лебедка с гидроприводом.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

За счет большого диаметра барабан вмещает 100 метров толстого стального троса. Лебедка расположена в задней части машины, её трос, оканчивающийся скобой, выведен вперед.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Гражданские версии Татры 813 8Х8 представлены в основном самосвалами и шасси для установки автокранов, лестниц и прочего пожарно-спасательного оборудования.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Большая часть гражданских машин были трёх и двухосными, всевозможные бортовые грузовики и самосвалы, шасси для спецтехники, аэродромные, балластные и седельные тягачи, всё многообразие так сходу и не перечислить. В основном они разошлись по странам Восточной Европы.



Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

В 1970-х в СССР попало небольшое количество машин. В основном это были бортовые грузовики и самосвалы, работавшие на северных стройках.

Очень редкое фото. Одна из трёхосных Татр – 815 работала в 80-х на стройке Припяти, маленького городка, получившего печальную всемирную известность в 1986 году.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Немного машин заехало в Россию уже в 90-х, в основном из Германии, это бывшие грузовики армии ГДР. Машины были уже не новые, но еще достаточно бодрые, с большим ресурсом, до сих пор кое-где, на севере, их можно увидеть.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Трансмиссионная труба, служившая одновременно рамой, создавала сложности при ремонте трансмиссии, ведь для ремонта редуктора среднего моста, к примеру, приходилось практически разобрать машину на две части.

Позабытый чешский «Колосс». Грузовик Tatra 813

Распространенной проблемой было возгорание автономного обогревателя в кабине, из-за чего кабина часто выгорала полностью.

За всё время производства было собрано около 11 700 различных версий грузовика Татра 813-й модели. Большая их часть давно растворилась в истории, в наши дни эта машина основательно забыта.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм





ПОДЕЛИСЬ!