Эта малоизвестная у нас машина стала первым самостоятельным проектом югославского автозавода ТАМ. Завод известен больше своими автобусами, а так же лицензионной сборкой чешских и немецких грузовиков, но в 1975 году югославские конструкторы представили собственную разработку, оказавшуюся весьма удачной.

Югославский вариант

ТАМ-110 представляет собой четырёхколёсный грузовик повышенной проходимости, очень простой конструкции. Кабина, расположенная над мотором имеет съемный верх, предлагавшийся в двух вариантах – стеклопластиковый и брезентовый. Ветровое стекло сделано откидным.



Югославский вариант

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, она для своего времени, особенно, для назначения машины, выглядела вполне современно. Взять хотя бы тот же «Пинцгауэр».

Все четыре колеса ведущие, дизельный двигатель – лицензионный четырёхцилиндровый Deutz мощностью 115 л.с., воздушного охлаждения.

Югославский вариант

В целом, в югославской машине хватает «дойтцевских» решений, это неслучайно, ведь за годы лицензионного производства, автомобили этой марки были очень детально изучены, их сильные стороны усилены, слабые места доработаны, получилось хорошо.

Коробка передач пятискоростная, в трансмиссии есть двухступенчатая раздатка. Мосты неразрезные, подвеска рессорная, тормоза пневматические, всё просто и надежно. Есть регулировка давления в шинах.

Югославский вариант

У четырёхколёсной версии грузоподъемность варьируется от 1.5 тонн до 2.5 тонн, в зависимости от дороги, помимо этого ТАМ-110 способен буксировать полуторатонный прицеп или артиллерийское орудие.

Версия с тремя ведущими мостами называется TAM-150. Она отличается более мощным мотором, тоже копией агрегата Deutz, V6, мощностью 150 л.с.По сути, это удлиненная версия ТАМ-110 с более мощным двигателем и третьим мостом, имеет интервал грузоподъемности от 3 до 5 тонн, может буксировать прицепы или орудия весом до 4 тонн.

Югославский вариант

Кстати, на шасси TAM-150 устанавливали и системы залпового реактивного огня (югославская система М-63), и даже пусковые установки для небольших ракет.



Югославский вариант

Выпуск грузовиков ТАМ (Tovarna Avtomobilov in Motorjev) продолжался до 1991 года. В ходе конфликта на Балканах грузовики ТАМ применялись всеми сторонами – участниками конфликта. Да и сейчас их можно встретить в Сербии, Македонии, Хорватии…

Югославский вариант

Несмотря на некоторые сходства с «Шишигой», особенно с редким, десантным вариантом ГАЗ-66Б, у которого кабина с мягким верхом, у машин много технических различий.

Прежде всего это конечно двигатель, у ТАМ – дизель воздушного охлаждения, более подходящий для военных, у ГАЗ- карбюраторный, жидкостного охлаждения, по сути, от гражданского грузовика ГАЗ-53.

Тормозная система ГАЗ – 66 гидравлическая, у ТАМ – пневматическая. Различия есть и в трансмиссии.

Югославский вариант

Югославский грузовик изначально строили в качестве сугубо армейской машины, ГАЗ – 66 скорее грузовик двойного назначения, который используется и в войсках и в обычной жизни, в которой для ТАМ применения не нашлось.

Рекомендую посты по теме. Экспериментальный советский грузовик ГАЗ-62 и легендарный Pinzgauer из Австрии.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм







ПОДЕЛИСЬ!