Конечно, все мы знаем о выхлопной трубе и глушителе. Даже слышали, что есть ещё какой-то резонатор и катализатор. Но давайте всё же чуть подробнее разберёмся в вопросе. Ведь собственно "глушителем" выпускная система явно не ограничивается.

Катализатор? Резонатор? Глушитель?..

А всё очень просто. Выхлопные газы из двигателя попадают в выпускной коллектор. Далее они попадают в катализатор. Продолжают свой путь и оказываются в резонаторе, после чего проходят через глушитель и на улицу. Давайте вкратце разберёмся что к чему.

Просто о сложном: как устроена выхлопная система
общая схема выпускного тракта
  • Выпускной коллектор представляет из себя обычную чугунную болванку, отлитую по хитрой загнутой форме. Его роль проста и понятна - принимать выхлопные газы из двигателя и отводить их вниз, в приёмную трубу катализатора. В выпускном коллекторе также установлен первый лямбда-зонд (см. ссылку ниже).
  • Катализатор (о нём у нас уже был разговор, даже с видеопримером) принимает на себя первый удар быстродвижущихся раскалённых газов и задерживает в себе значительную часть вредоносных веществ. В нём (или сразу после) стоит второй лямбда-зонд. Скорость газов при прохождении через катализатор снижается.
Просто о сложном: как устроена выхлопная система
Катализатор. Великий и ужасный, наполненный слухами и мифами. Читайте статью по ссылке выше и всё сразу станет понятно.
  • Резонатор продолжает "утихомиривать" поток газов. Да, они реально быстрые и горячие, прям как финские парни - начальная температура запросто может переваливать за 1000 градусов, а скорость на выходе из камеры сгорания превышать скорость звука. Из-за этого и возникают ударные волны, которые в определённых режимах создают резонанс (резкое увеличение вибрационных и акустических нагрузок). Вот резонатор и призван с этим бороться. После него, значительно "успокоенные" газы с ещё меньшей скоростью продолжают путь на улицу.
  • Глушитель гасит остаточную часть скорости газов, а значит - заодно делает их ещё тише. И в выхлопную трубу вылетает вполне себе тихий и мирный дымок, который мы все привыкли наблюдать.

Конечно, есть куча вариаций данной схемы. Раздвоенные выхлопы, пламегасители вместо катализатора, регулируемые резонаторы, и так далее. Но общая логика работы и задача системы выпуска всегда одна: максимально снизить скорость потока, стараясь при этом не сильно ему препятствовать (ибо за счёт торможения потока снижается мощность). Вечная дилемма и та ещё задачка для инженеров-проектировщиков. Но это уже совсем другая история.

Просто о сложном: как устроена выхлопная система
иногда компоновка автомобиля и требования к мощности диктуют вот такие хитросплетения выпускного тракта (фото: lukimotors.ru)

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем тихого выхлопа и чистого катализатора!

Следующее: "Скоро, на всех капотах страны": как защитить машину от тополиных почек?
Предыдущее: Дизель или бензин: плюсы и минусы

ПОДЕЛИСЬ!