День рождения «Копейки»: что вы знаете о ВАЗ-2101

18 августа 1970 года считается отправной точкой появления первых «Жигулей» в истории автомобилестроения. В это время началось серийное производство и первые розничные продажи этих автомобилей. Однако на советских дорогах эти машины появились несколько раньше, 19 апреля того же года.

Тестовая партия из шести автомобилей, две из которых были окрашены в вишневый цвет, а остальные четыре в синий, проехали по дорогам страны, а также были показаны по телевидению. Сегодня, в честь этого важного дня, мы поделимся малоизвестными фактами о характеристиках знаменитой «Копейки».

первый крупный масштаб

Модель ВАЗ-2101 была признана в Российской Федерации лучшим отечественным автомобилем 20 века. Более того, это был первый серийный автомобиль в истории Волжского автозавода и всего советского автопрома. Таким образом, с 1970 по 1988 год с конвейера сошло более 4,85 миллиона единиц ВАЗ-2101 (включая все модификации).

Кстати, этот автомобиль любим людьми за свою надежность. В ходе испытаний конструкторам АвтоВАЗа удалось добиться ресурса, достаточного для 10 (!) поездок из Москвы во Владивосток. Лишь по истечении этого времени был рекомендован капитальный ремонт первой модели «Жигулей». При испытаниях «Копейка» смогла выдержать более 20 лет непрерывной эксплуатации.

Некоторые экземпляры этой модели используются до сих пор. Например, в 2020 году агентство «Автостат» зафиксировало на учете в ГИБДД РФ около 400 тысяч автомобилей. При этом, как уже говорилось выше, первый экземпляр «Копейки» появился на рынке 18 августа 1970 года. На тот момент цена этого автомобиля составляла 5500 рублей в советских рублях. По итогам упомянутого года с конвейера Волжского автозавода сошло 23 115 единиц ВАЗ-2101. Сам АвтоВАЗ за выпуск этой модели в 1972 году получил международную премию «Золотой Меркурий».

подходящий донор

В мае 1966 года глава Минавтопрома СССР Александр Тарасов подписал с президентом Fiat Джанни Аньелли соглашение о создании автомобильного завода с полным производственным циклом в городе Тольятти. Именно таким стал сегодня АвтоВАЗ.

Что касается модели, которая должна была стать основой первого советского серийного седана, то уже в августе выбором дизайнера стал Fiat 124. В то время этот автомобиль считался самым успешным из модельного ряда итальянской марки.

Простой, просторный кузов имел размеры, которые позволяли ему конкурировать с другими фирменными моделями C-класса, и имел простой внешний вид с уже узнаваемыми штрихами клиновидного дизайна, который был популярен в Европе в 1970-х годах. Автомобиль также оснащался задним приводом, надежной «механикой» и сильно усовершенствованным бензиновым силовым агрегатом, поэтому мощность варьировалась от 60 до 95 л.с. Кстати, все эти качества принесли Fiat 124 признание «Автомобиля Европы 1967 года». Что касается первого прототипа ВАЗ-2101, то его с конвейера сошел лично итальянский инженер Бенито Гвидо Савоини.

800 отличий

Однако производство этой машины на будущем советском предприятии требовало тщательной адаптации к местным условиям. Поэтому шасси будущей «Копейки» существенно изменилось. Заменена задняя подвеска, усилено сцепление, а дорожный просвет увеличен на 30 мм.

Обратите внимание: Фонд Росконгресс отправился на день рождения Деда Мороза.

Автомобиль также был оборудован полноценной системой отопления. Изменена конструкция двигателя.

Ряд изменений также был внесен в эргономику и экстерьер. В частности, советскому автомобилю добавили второе боковое зеркало заднего вида, буксирную петлю и «клыки» на бампере, придав ВАЗ-2101 более агрессивный внешний вид. Специальная выемка в двери под ручкой двери позволяет удобнее садиться в машину.

Всего «Копейка» имела вышеупомянутые 800 отличий от «Фиата 124». При этом советская пресса любила повторять, что ВАЗ-2101 состоял из 10 000 деталей. Кстати, после всех изменений «Копейка» стала на 50 кг тяжелее «донора» — ее масса составила 945 кг.

Как вы называете этот корабль…

Задолго до запланированного выпуска ВАЗ-2101 автомобильный журнал «За рулем» объявил конкурс среди своих читателей на определение самого звучного имени будущего автомобиля. Редактор издания был буквально завален письмами. По народным оценкам, их число превысило 55 тысяч. Помимо повседневных милых названий типа «Фиалка» и «Ромашка», для обозначения автомобилей предложен ряд тяжелых клише, характерных для советской политики, таких как «Директива», «Перволожец», «Мемориал» и т д»…

Слава автомобильным богам. Ни одно из предложенных названий не было принято. Но слово «Жигули» было дано легкой рукой конструктора АМ. Господин Черный и создатели проекта были единодушны, поскольку в нем прямо говорилось о географическом положении Волжского автозавода, а именно о том, что Жигулевские горы расположены напротив города Тольятти, на правом берегу упомянутой тайги.

Однако вообще эта машина известна по-другому. В первые годы выпуска его ласково называли «Единица», но звучало оно не так звонко, как знаменитая «Копейка», вошедшая в обиход в начале 1980-х годов. Это умышленное пренебрежение отражало отношение общественности к автомобилю, который на тот момент уже утратил свой престижный статус.

Однако для экспорта модели в другие страны (помимо стран социалистического федеративного типа в регион распространения модели входят Австрия, Великобритания, Египет, Нигерия, Швейцария, Швеция, Германия, Франция и Финляндия) , , я пришлось придумать другое имя. Проблема в том, что испанское слово «джигли» имеет вульгарный перевод как «жиголо», а на арабском языке это имя вора.

Поэтому, когда в 1973 году «Копейка» вышла на другие рынки, ее экспортное название стало «Лада». В наши дни оно звучит как женское имя, но в древних славянских языках так называли супругов. В настоящее время Lada является основным брендом АвтоВАЗа.

***

Мы не будем здесь обсуждать спортивные победы Копейки. Об этом мы поговорим в другой статье. Однако следует отметить, что машина пользовалась популярностью не только у советских гонщиков, но и у англичан, итальянцев, норвежцев и финнов, поскольку двигатель очень хорошо подходил для форсировки.

А вот чего некоторые могут не знать, так это о существовании памятника автомобилям первых народов. Он был установлен в июне 2004 года на въезде в Москву на Волгоградском бульваре. Интересно, что в основании памятника было размещено несколько тысяч монет номиналом в одну копейку.

[мой]Трафик Водитель Автомобиль Ретро Автомобиль Ретро Гиглиафт ВАЗВАЗ-2101 Как это было Как это делалось СССР Автопром Отечественный Автопром Лада День Рождения Длинный Пост 1

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: День рождения «Копейки»: что вы знаете о ВАЗ-2101.