«Фолькс-Фиатович»: удивительная история создания ЗАЗ-965

Первая микролитражка, предназначенная для частных владельцев, в Советском Союзе была сделана с умом и заботой. В середине 1950-х годов НАМИ закупил много малолитражных автомобилей. Если не все, то почти все, что выпускалось в то время в Европе.

ЗАЗ-965 «Запорожец» — первый советский массовый минивэн с двигателем V4 воздушного охлаждения.

СЕРЬЕЗНО О МАЛЕНЬКОМ

Иномарки тщательно тестировались и исследовались, а накопленные данные тщательно систематизировались. Знаменитый дизайнер Борис Фиттерман даже написал подробную книгу на основе полученной информации.

В результате отказались от маленьких колес (они остались только на моторизованных колясках для инвалидов) и двухтактных двигателей, которые некоторые немецкие компании устанавливали на свои микроавтомобили. И, конечно же, из двухместных кузовов.

В результате лучшими были признаны заднемоторный немецкий Volkswagen Kaefer (Жук) и итальянский FIAT 600. Именно они послужили прототипами автомобиля «Москвич-444», разработанного на МЗМА совместно с США. В 1960 году все опытные образцы и документация были переданы на завод «Коммунар» в Запорожье, где машина стала ЗАЗ-965 «Запорожец».

Volkswagen Kaefer («Жук») с оппозитным задним расположением двигателя. «Запорожец» позаимствовал переднюю торсионную подвеску.

И все же этот автомобиль не был точной копией своих европейских собратьев, хотя и многое у них позаимствовал.

ШАССИ

Обе подвески на ЗАЗ-965 независимые и обе от иномарок. Передняя торсионная подвеска практически копирует немецкий Volkswagen Kaefer. Кстати, подобная торсионная подвеска в СССР появилась на новой мотоколяске С3А, которая дебютировала даже немного раньше «Запорожца» и которая тоже имела полностью независимые подвески – впервые в СССР. У ФИАТ 600 спереди была поперечная рессора.

ФИАТ 600 с рядным двигателем сзади. ЗАЗ-965 имеет рессорную заднюю подвеску и дизайн кузова от ФИАТ.

А вот задняя подвеска ЗАЗ-965 от итальянского автомобиля – на задних рычагах и рессорах. Такая подвеска больше подходила для относительно высоких итальянских и советских двигателей. Двигатель Фольксвагена был низок – оппозитный.

Торсионная подвеска ЗАЗ-965. Аналогичный устанавливался на серпуховские мотоколяски.

ДВИГАТЕЛЬ

НАМИ разработал оппозитный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, аналогичный двигателю Volkswagen Kaefer. Агрегат немецкого автомобиля был еще раз модернизирован в 1953 году и при рабочем объеме 1,1 литра развивал теперь 30 л. С.

FIAT 600, производство которого началось в 1955 году, имел рядный четырехцилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением, а не с воздушным. При рабочем объеме 0,63 л двигатель развивал 21 л. С.

Позже писали, что Советский Союз отказался от оппозитного двигателя из-за «патентной чистоты»: при попытке экспорта «Запорожца» на Запад могут возникнуть претензии со стороны Volkswagen. Но, скорее всего, советская оппозиция просто не очень хорошо сработала.

Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.

Но доказать копирование столь сложного устройства очень сложно.

Параллельно с оппозитным двигателем в НАМИ создали и V-образный двигатель – четырехцилиндровый, также с воздушным охлаждением. Он не имеет ничего общего ни с итальянским, ни с немецким языком. Но он имеет определенное родство с чехословацким V8, который устанавливался на известную в Союзе Татру 87. Создатели ЗАЗ-965 рассказали, что этот аппарат был тщательно изучен НАМИ. Завод «Татра» имел большой, многолетний опыт изготовления V-образных двухцилиндровых двигателей воздушного охлаждения.

Но уменьшенная копия чешского двигателя, «разрезанная» на четыре цилиндра, все же не была советской. Естественно, первый двигатель «Запорожца» объемом 0,76 л и 3-литровый агрегат «Татра» совершенно разные по геометрии – диаметру цилиндров и ходу поршня. Двигатель ЗАЗ-965 изначально развивал всего 23 л.с. С. — меньше, чем у двигателя Volkswagen, но больше, чем у итальянского. Вскоре советский агрегат был модернизирован, и объем увеличился до 0,9 литра, а мощность – до 27 литров. С.

КУЗОВ И ИНТЕРЬЕР

Volkswagen Kaefer ни по конструкции, ни по кузову - с несущей напольной базой никак не повлиял на ЗАЗ-965. Внешне «Запорожец» очень похож на ФИАТ 600. Компания «ФИАТ» предлагала наладить лицензионное производство своего ФИАТ 600 в Союзе, но Союз пошел по другому пути.

В начале 1960-х годов FIAT 600 имел очень современный стиль.

Советские стилисты не хотели копировать итальянскую машину. Наоборот, они тщательно избегали дизайна ФИАТа. Но дизайн был продиктован конструкцией кузова, и именно итальянский автомобиль был признан наиболее удачным и рациональным с точки зрения технологии массового производства. Кузов ФИАТ стоял в зале, где работали конструкторы кузова МЗМА, а создатели «Москвича-444», ставшего ЗАЗ-965, тщательно изучали и копировали силовые профили и их соединения.

Кстати, японский заднемоторный Mitsubishi 500, выпускавшийся в 1960-1962 годах, был очень похож на FIAT 600.

Простой, незатейливый салон тоже напоминал итальянскую модель. Однако интерьер был настолько бесхитростным, что копировать там особо было нечего. А маленькая пластиковая комбинация приборов «Запорожца» не была скопирована ни с итальянца, ни с какого-либо другого.

Создатели ЗАЗ-965 тщательно обошли эту конструкцию. Но общие черты с итальянским автомобилем конечно сохранились.

ЗИГЗАГ УДАЧИ

ЗАЗ-965 оказался достаточно удачным для своего времени даже по сравнению с одноклассниками. Но, конечно, это произошло именно благодаря заимствованию передовых зарубежных технических решений и их грамотной адаптации к возможностям отечественной промышленности и специфическим условиям эксплуатации СССР.

В целом первый «Запорожец», выпущенный в Украине в 1960 году, оказался вполне приличным по европейским меркам автомобилем. Но в данном случае речь идет о конструкции, а не о надежности и долговечности отдельных узлов и агрегатов. Это совершенно другая тема.

Источник

СССР Автомобильная техника Изобретения ЗапорожецФольксваген Фиат Длинная штанга 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: «Фолькс-Фиатович»: удивительная история создания ЗАЗ-965.