Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили

В 1970-е и 1980-е годы советские автомобили экспортировались десятками тысяч в год. Конечно, в первую очередь социалистическим государствам и так называемым развивающимся странам. Но не только: советские автомобили продавались и в капиталистические страны, развитые во всех отношениях, в том числе и в автомобильном смысле.

ИДТИ НА ЗАПАД!

Первой западной компанией, взявшейся за поставку советских легковых автомобилей после Второй мировой войны, стала финская компания Konela. Занялась этим делом она еще в 1948 году. Ведь официальных дилеров по продаже западных автомобилей в Финляндии не было до начала 1960-х годов. В бедной стране почти никто не мог купить новую иномарку. Лишь немногие состоятельные граждане могли привезти машину, но остальные покупали подержанные автомобили или автомобили из социалистических стран. В основном из СССР.

Экспортный ВАЗ-2101, также известный в Финляндии как Lada 1200.

Уже в 1960 году в Финляндии было продано 6500 советских автомобилей. Для маленькой и бедной страны – очень респектабельно. Помимо Финляндии, автомобили из Советского Союза начали импортировать в Голландию, Швецию и другие скандинавские страны. Так сфера влияния «Советского автоэкспорта» — организации, созданной специально для продажи автомобилей за границу, распространилась и на другие страны.

«ТОЛЬКО ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ»

Западные журналисты не обошли вниманием советские экзотические автомобили в Европе. В конце 1950 года в руки британских журналистов в Бельгии попал «Москвич-400» — советская версия немецкого Opel Kadett 1938 года выпуска.

Британцы с удивлением заявили: «Похоже, Россия вполне способна создать удовлетворительный автомобиль по доступной цене». Логичной посчитали цену в фунтах – выше, чем у двухдверного Ford Anglia и ниже, чем у четырехдверного Ford Prefect. Обе британские машины были, как и «Москвич-400», довоенной конструкции. Советская машина, заключили журналисты, "никоим образом не заслуживает пренебрежения».

Москвич-402 также случайно оказался в руках британских журналистов. В 1957 году некий норвежский моряк, купивший машину у себя на родине, приехал в гости к другу в Англию. Англичане писали о 402-м: «Простой и удобный в управлении автомобиль, с хорошим сцеплением с дорогой, отличными синхронизаторами, легким и точным рулевым управлением. Подвеска обеспечивает комфортную езду по плохим дорогам... Но машина.. неприемлема для среднестатистического британца с точки зрения отделки и динамики».

ВДАЛЕКО ОТ «ВОЛГИ»

Волга ГАЗ-М21 с конца 1950-х годов экспортировалась в социалистические страны, а также в Бельгию, Скандинавию и Голландию. А с 1960 года – в Великобританию.

Журнал Autocar в 1960 году писал: «Динамика при максимальной скорости 130 км/ч и четверти мили за 24 секунды не поражает воображение». Зато «Волгу» похвалили за экономичность – средний расход за время теста составил 13 л/100 км. ГАЗ-М21 стоил в Великобритании 1113 фунтов стерлингов, что лишь немного дешевле, чем его одноклассник Humber Hawk за 1191 фунт стерлингов.

«Волга» попала в руки американских специалистов в 1965 году, в Бельгии. В журнале Mechanix Illustrated появилась насмешливая, но вполне объективная статья.

Журналисты писали: «Эта коляска сделана качественно, надежно и функционально, даже несмотря на то, что некоторые материалы откровенно плохие. Крыша похожа на коврик для душа, а обивка - на оперение линяющего воробья... Волга кренится, как бумажный стаканчик в ураган... Самый лучший агрегат - двигатель, он сделан качественно и работает хорошо».

«Волга» ГАЗ-М22 с правым рулем в Великобритании. Там было продано всего десяток таких универсалов.

На западных рынках было продано очень мало седанов ГАЗ-21 и универсалов ГАЗ-22. Некоторые автомобили в Финляндии и Скандинавии служили такси.

Западные продажи «Волги» ГАЗ-24 были еще ниже. Но в 1971 году машина была даже в ежегодном каталоге Западной Германии.

Обратите внимание: Какие запасные части можно, а какие нельзя покупать на авторазборе. Выясняем.

Заявленная цена составила 12 000 марок – немного дешевле, чем у двухдверного Opel Commodore и Volvo 142, и значительно дешевле, чем у модели Mercedes-Benz 200.

Но ни в Германии, ни во Франции, ни в Великобритании ГАЗ-24 фактически не продавался. В Скандинавии ГАЗ-24 даже с дизелем «Инденор» стоит дешевле компактного дизеля «Фольксваген Гольф.

«МОСКВИЧ» - ВЗЛЕТ И ЩУКА

В 1960-е – 1970-е годы «Москвичи» продавались очень хорошо. От модели 407 до 412. В Великобритании Москвич-407 называли «исключительно выгодной покупкой», поскольку стоил он столько же, сколько местные малолитражки. А ведь некоторые британские автомобили даже не имели в базе обогревателя салона.

Москвич-408 также пользовался большим спросом благодаря совершенно современному дизайну и прочной конструкции. В 1968 году испытатели из шведской компании Teknikens Varld проехали на 408-м за два дня 1240 км по самым плохим дорогам, которые только могли найти. "Машина двигалась не быстро, но плавно, - отмечали журналисты, - но синхронизаторы в коробке не всегда работали четко... Раздавить машину нам ни разу не удалось».

В Великобритании журнал «Мотор» назвал Москвич-408 «парадоксальным автомобилем, конструкция которого хороша, но пренебрежение вибрациями и шумом коробки передач, тугая педаль тормоза и медленный разгон лишают борща спасения». В Англии машина стоила дешевле своего аналога — Ford Cortina, примерно такого же, как небольшой Hillman Minx в максимальной комплектации. Кстати, в Финляндии 408-й стоил дешевле базового Volkswagen Kafer 1200.

Модельный ряд Москвича в Великобритании. В начале 1970-х гг.

В начале 1970-х Москвич-412 также хорошо продавался в Великобритании. Но машина стоила столько же, сколько микролитражка. За стандартную 412 просили £717, чуть дешевле — £714 обошелся компактный Hillman Minx. Mini 850 стоил дороже — 739 фунтов стерлингов. За чехословацкую четырехдверную Skoda 100, кстати, пришлось выложить целых 798 фунтов.

В западногерманском каталоге 1971 года «Москвич-412» появился по цене 7500 немецких марок. Он был дороже двухдверного Ford Escort с двигателем 1,1 л, но заметно дешевле двухдверного Ford Taunus с двигателем 1,6 л.

«Москвичи-2140» и даже модификация 2140 Luxe, созданная специально для поддержки экспорта, совершенно не вызвали энтузиазма у западных покупателей.

ОТ ЖИГУЛЯ ДО ЛАДА

Самыми успешными советскими автомобилями на Западе были «Лады». Остроумие смеялось над ними, но все же приносило им пользу. Правда, как правило, после замены шин, иногда дисков и электроузлов, а иногда и покраски кузова.

Британские журналисты назвали Lada «достойным автомобилем по доступной цене». Лада 1200 (ВАЗ-2101) стоила значительно дешевле прямого аналога ФИАТ 124. В самом начале 1970-х годов Германия просила за нашу «копейку» 7250 марок. Двухдверные Opel Kadett и Ford Escort с двигателем 1,1 л стоят 8 895 и 8 595 марок соответственно. Дешевле ВАЗ-2101 были только французские Renault 4, Citroen 2CV и Skoda 100.

Тюнинг Лады в Западной Германии.

Во второй половине 1980-х годов Лада Самара всех модификаций пользовалась на Западе достаточно успехом. Правда, трехдверный ВАЗ-2108 с двигателем объемом 1,3 литра стоил дешевле 45-сильного FIAT Uno 45.

Британский тюнинг Лада Самара Юнона.

Пятидверная Самара 1.3 стоила 4925 фунтов стерлингов. При этом за трехдверный Ford Fiesta просили 5004 фунта, а за пятидверный Austin Metro с 1-литровым двигателем — 5257 евро. Лада Самара была популярна и во Франции. В 1986 году энергичный дилер советских автомобилей Жан Поку продал более 21 000 наших машин! Lada в том году заняла 13-е место на французском рынке, опередив Nissan, Toyota и Volvo. А в Великобритании в 1988 году было продано более 30 000 Лад.

Лада Самара из Германии.

УРОВЕНЬ МИРА

Полноприводная «Нива» внесла огромный вклад в успех марки «Лада». Модель продавалась не только в Западной Европе, но и в Канаде и даже в Австралии. Английские журналисты честно сообщили: по проходимости «Нива» находится на одном уровне с «Рейндж Ровером», а на трассе ведет себя вполне прилично.

Австралийская реклама Лады Нивы.

Более того, во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов по соотношению цена-качество у советского внедорожника практически не было конкурентов. Англичане назвали лишь пару весьма условных аналогов, близких к «Ниве», которые по цене стоят 4098 фунтов: Subaru Leon 1600 4WD за 3990 фунтов и маленький Daihatsu F20 за 3949 фунтов.

В конце 1980-х годов спрос на советские автомобили начал постепенно снижаться. Кстати, Лада Нива удерживала свои позиции дольше других. До недавнего времени они продавались на Западе в небольших количествах, но, конечно, успех 1970-х и начала 1980-х годов повторить невозможно. Мир изменился слишком сильно, и не только мир автомобилей.

Источник

АвтоСССР Экспортная техникаРетроавтомобильСделано в СССРТранспортТюнингДлинный пост 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Какие советские автомобили продавались за границей и сколько они там стоили.