Зачем я купил Ниву

Сразу оговорюсь – на самом деле это не Нива. Это Лада 4х4. Бренд «Нива» был отдан совместному предприятию с GM, когда у ВАЗа не было то ли средств, то ли желания на самостоятельный запуск в серию модели ВАЗ-2123, которая была разработана на замену устаревающей трёхдверки. И успешно выпускается до настоящего времени. Про авто 21 Но достоинства «коротыша», трёхдверной 2121 оказались настолько существенными, что никакой смены в модельном ряду не произошло. Внедорожник Лада 4х4 продолжает производиться и пользуется стабильным спросом. И я отлично понимаю почему так происходит на собственном опыте, подкреплённом работой в профильном подразделении автосервиса. Это уже не первая моя Нива, буду её и дальше так называть. Тем более, что в свете последних событий есть шансы на возвращение бренда.

Машина для города и не только

Достаточно странное утверждение. Имидж Нивы подразумевает внедорожное применение, по крайней мере в сельской местности. Но лично мне она нужна больше для города. И вот почему. Прежде всего, это очень компактный короткий хэтчбек. То есть известная концепция городского автомобиля. Езжу я обычно один, максимум с супругой, заднее сиденье уже и не помню когда использовал. Обычно оно лежит в гараже, благо чтобы его снять, достаточно открутить четыре легкодоступных болта. В результате образуется, не побоюсь этого слова, огромный багажник.

По крайней мере, недостатка места испытывать не случалось. От всех прочих хэтчей машина отличается абсолютно наплевательским отношением ко всему, что попадается под колёсами. Мне не надо изучать рельеф непредсказуемого покрытия городских дорог при езде, а особенно при парковке. Не секрет, что иногда машину поставить теоретически можно, и место свободно, но, как бы это помягче выразиться, на нём присутствуют элементы лунного пейзажа. Поэтому там никого нет, а Ниве больше ничего и не требуется для парковки.

Дополняет ощущение свободы передвижения возможность поехать в свободное время туда, куда хочу, а не туда, где проложен асфальт. Меня на Ниве не интересует ни только модная для кроссоверов тема «последнего километра до ворот дачи», но и вообще ничего, что касалось бы состояния дороги. Лишь бы туда в принципе ступала нога человека.  

Кузов и комфорт

По меркам современного автомобиля многие считают комфорт отсутствующим в принципе. Это неправда, всё познаётся в сравнении, можно привести примеры трактора, армейского УАЗа и S-класса от Мерседес с адаптивной подвеской. Между ними много места по шкале удобства нахождения в салоне при движении. Я человек спортивный, меня не напрягает.

Да и по оформлению салона многое изменилось за сорок с чем-то лет на конвейере. От старой 2121 вообще почти ничего не осталось. И не только по салону. Просто об этом знают немногие. Безопасность – это да, слабое место. Но получить разной степени травмы при ДТП можно в любом автомобиле. Надо просто стараться этого избежать при вождении. И быть немного фаталистом.  

Мотор

О его слабости говорят в основном те, кто ездил на Chevrolet Niva, которая на два центнера тяжелее. Ниве 3D мощности хватает. Надо только не стесняться, когда это реально, утапливать педаль в пол и крутить двигатель в отсечку. Да и то, делать это приходится редко, тем более в городе. Стартовый рывок у лёгкой машины с полным приводом и так прекрасный. Ещё двигатель часто упрекают в устарелости.

Это тем более непонятно. Он легко укладывается в нормы Евро-6, имеет цепной привод ГРМ, гидрокомпенсаторы, и расходует на полноприводной машине с плохой аэродинамикой, если не зверствовать с динамикой, около 10 литров на сотню. Где же тут древность? С надёжностью всё в порядке, моторы ходят по 200 тысяч и более, идеально ремонтопригодны, конструкция давно отработана и всеми изучена. Всяко лучше, чем алюминиевые одноразовые убожества на некоторых иномарках. И масло ему подойдёт любое из имеющихся, главное вовремя менять. Не страшны никакие подделки, убивающие большинство современных моторов.  

Трансмиссия

Она у Нивы уникальна. Честного постоянного полного привода с блокировкой межосевого дифференциала и демультипликатором нет ни на одной другой машине, даже вдвое-втрое дороже. Только на самых дорогих внедорожниках, которые мало кто может себе позволить. Некоторые стремятся отключать передний мост, для этого даже продаётся соответствующая приблуда.

Странное решение, уничтожающее всякую управляемость и устойчивость, а из теории автомобиля известно, что расход топлива так уменьшить не получится. Зато перегружается задний редуктор, становясь расходником. Мне так уродовать автомобиль не надо. В мире есть очень дорогие постоянно полноприводные машины, где отключать одну ось никому и в голову не приходит.  

Подвески

После известных изменений с использованием решений от Шевроле Нивы управляемость и устойчивость машины радикально улучшились. А по части энергоёмкости, живучести и непробиваемости было всё нормально и до этого. Да, задний мост иногда забрасывает из-за пятирычажки с тягой Панара. К этому надо быть готовым в скоростном повороте с мелкой волной, хотя никто не мешает установить механизм Уатта, наборы продаются, и забыть про «панару».

Зато впереди – два роскошных кованых А-образных поперечных рычага. В мире, насыщенном МакФерсонами, такое решение можно считать спортивным. Если машину нагрузить, она этого не почувствует. При этом пустая и лёгкая идёт достаточно плавно. На мой профессиональный взгляд, такого достичь было непросто. Благодарность конструкторам и испытателям.  

Тюнинг

Долгий срок жизни в производстве имеет и положительные стороны. Одна из них – большой багаж знаний, накопленный нивоводами в части доработок машины. Сейчас сделать с ней можно почти что угодно, причём за смешные по меркам иномарок деньги. Можно до бесконечности повышать внедорожные качества, мощность, поведение на трассе, внешний вид, интерьер и добавлять не предусмотренные заводом опции.

Всё необходимое имеется в свободной продаже, проверенное и освоенное в монтаже. Это не первая моя Нива. И если не хочется менять её на любой другой автомобиль, по крайней мере в приемлемом ценовом сегменте – это говорит о многом. Машина не для всех, я понимаю, но причины явления постарался изложить максимально доходчиво. Плохая модель столько лет в производстве не продержится.